Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
ФОТО: |
Этот шаг некогда всесильного олигарха вызвал, мягко говоря, всплеск недоумения в политических кругах России: БАБ никогда до этого не был замечен в симпатиях к коммунистам, наоборот, резко их критиковал, считая, что в случае прихода к власти они заведут страну в тупик. Впрочем, высказывания о бесперспективности проводимого политического курса Березовский не раз адресовал и нынешнему хозяину Кремля, но это обстоятельство ни в коей мере не давало Борису Абрамовичу возможности говорить о коммунистах как чуть ли не о надежде демократии, людях, способных противостоять путинской "гэбистской" власти.
И вот в начале октября Березовский в интервью газете "Завтра", в политической направленности которой сомневаться не приходится, заявляет, что коммунизм - "это идея, в которую вбить гвоздь невозможно. Ей можно противостоять, но только не силой. И вот тогда у меня зародилось сомнение, а правильная ли цель — борьба с Зюгановым? Отсюда ли исходит основная опасность? …И постепенно я понял, что основной противник реформ и вообще нормального развития России — это не коммунисты, а спецслужбы".
Либеральные и коммунистические идеи, как известно, синтезу поддаются весьма плохо, следовательно, за этим шагом бывшего олигарха не кроется смена идеологических ориентиров. Видимо, Березовский, как опытный мастер интриг, пытается выстроить очередную политическую комбинацию.
Здесь надо вспомнить о нескольких принципиальных моментах. Так, созданная и финансируемая Березовским "Либеральная Россия" на нынешнем этапе не представляет серьезной силы, поскольку Минюст отказался зарегистрировать Устав партии, и участие ее в думских выборах было поставлено под угрозу. Даже если либералы и найдут способ побороться за места в нижней палате парламента, то, думается, уже практически для всех очевидно, что, деньги, вложенные в "раскрутку" этой демократической силы, не принесут должных политических дивидендов. Более того, сейчас в Госдуме рассматривается проект изменений в выборном законодательстве, согласно которому, барьер для прохождения партии в Думу (сейчас он составляет 5%) будет повышен. Тот факт, что принятие поправок выгодно крупнейшим думским фракциям (прежде всего, Компартии и "Единству", заключившему союз с ОВР), делает принятие этого законопроекта весьма вероятным. В таком случае левые оттянут на себя голоса ЛДПР, а правые - СПС и "Яблока". "Либеральной России", под каким бы названием она не выступала, при таком раскладе ничего не светит.
Березовский понял, что попытка сколотить оппозицию Кремлю оказалась не слишком удачной. Впрочем, в противостоянии нынешней российской власти у экс-олигарха были и другие неудачи: демонстрация фильма о причастности спецслужб к организации взрывов жилых домов в Москве, обнародование разоблачений Литвиненко, попытка объединить вокруг себя демократов и реформаторов первой волны – все это не нашло широкого отклика ни в обществе, ни у представителей политической элиты.
В сложившихся условиях дешевле и эффективнее использовать существующую оппозицию, чем создавать новую. Понятно, что на эту роль могут претендовать только коммунисты. Березовскому, кстати, есть что предложить своим новым союзникам, ибо капитал предпринимателя способен помочь решить финансовые проблемы борцов с этим самым капиталом, образовавшиеся после отказа ряда коммерческих структур платить по счетам КПРФ. Рядовым членам партии вожди сумеют все втолковать, благо в истории есть немало примеров, когда даже видные коммунистические деятели имели богатых покровителей из числа "владельцев заводов, газет, пароходов". Кстати, в плане идеологической обработки населения у Бориса Абрамовича есть богатейшей опыт… Посему не случайны попытки олигарха предстать перед народом человеком, кающимся в былых ошибках, рассуждающим о значении православия для России, демонстрирующим потребность следовать заповедям Христа и свою кристальную чистоту перед законом.
Вообще, бизнесмен Березовский всегда умел виртуозно трансформировать деньги в политическую власть и наоборот. В годы, когда Борис Абрамович был в зените карьеры, определить, в какой ипостаси он выступает – политика или предпринимателя – подчас было весьма сложно, ибо обе они практически слились в одно целое. Действуя от имени так называемой "Семьи" и являясь неотъемлемой ее частью, Березовский не забывал все время твердить лозунги о сохранении демократии, о новом пути России и прочих высоких материях, но они оставались лишь словами.
Поддерживая выдвижение Путина как преемника Ельцина, БАБ, естественно, хотел сохранить влияние и на будущего президента, дабы сохранить свое привилегированное положение в бизнесе. Путин же своим нежеланием быть в зависимости от олигарха поставил под грозу политическое и экономического благополучие Березовского, что было расценено последним как предательство. Путин стал главным врагом. Пока сохранялась возможность находиться в России, Березовский спешно переводил свои активы за рубеж, понимая, что расследование его деяний на родине может обернуться слишком серьезными последствиями.
Теперь же Борис Абрамович, как ему кажется, нашел действенный способ лишить правящую ныне группу значительной части влияния внутри страны и позиций на мировой политической сцене. Коммунисты здесь могут оказаться очень кстати, благо, имидж радетелей за народное счастье им менять не придется. КПРФ всего-то надо продолжать попытки блокировать инициативы правительства, что при соответствующей материальной поддержке можно делать еще активнее, чем сейчас. Если Березовский и коммунисты действительно договорились, то совместные действия могут последовать буквально завтра. Например, очень болезненным ударом по Кремлю и российскому Белому дому стал бы провал в нижней палате пакета законопроектов по реформированию энергетической отрасли. В случае успеха Березовский решает сразу несколько задач: ставит подножку Анатолию Чубайсу, человеку, достаточно близкому к Путину, к которому Борис Абрамович относится не намного лучше, чем к Владимиру Владимировичу. Подобная неудача стала бы и демонстрацией того, что парламент далеко не всегда солидарен с инициативами верховной власти, а оппозиции это только на руку, поскольку перед выборами она таким образом укрепит свое положение. От того, смогут ли президент и правительство реформировать энергетику, зависит их репутация как реформаторов в международном сообществе. Таким образом, у оппозиции появляется прекрасный шанс продемонстрировать зарубежному сообществу недостаточный реформаторский потенциал действующей исполнительной власти.
В итоге, можно не только удовлетворить чувство мести, но и нанести ощутимый политический удар по нынешнему президенту и его команде.
Конечно, рассуждая о судьбах России, Березовский отдает себе отчет, что добровольно обратно он не вернется, по крайней мере, при действующем главе государства. Для сохранения своего бизнеса за рубежом ему надо всего чуть-чуть: прекращение дел, возбужденных против него в России и получение гражданства Великобритании, где он имеет счастье в настоящее время проживать. Сильная оппозиция в лице коммунистов вполне может пособить ему в этом деле. Благо, активов у Бориса Абрамовича предостаточно.
Конечно, создание мощной оппозиции Владимиру Путину может сейчас, когда рейтинг президента зашкаливает за 70%, показаться маловероятным. Однако известно, что политические пристрастия россиян могут сильно меняться в течение достаточно короткого промежутка времени. Вспомним: за год до избрания Путина на высший государственный пост мало кто верил, что такое возможно. Поэтому новая затея Бориса Абрамовича заслуживает самого пристально внимания и тщательного анализа.
Женщины опасаются действия властей