Огромная дыра в центре галактики

Звезда S2 находится настолько близко к центру галактики, что ей требуется всего 15 лет, чтобы обернуться вокруг центра. Для сравнения: Солнце совершает оборот вокруг центра Галактики за 230 млн лет

Еще лет десять назад ученые не были уверены в существовании "черных дыр", и вопрос вызывал большие дискуссии. Сегодня наличие этих загадочных космических объектов не вызывает сомнений. Более того, астрономы получили подтверждение гипотезы о том, что некогда во Вселенной преобладали "черные дыры". Существует предположение, что формирование и развитие галактик шло во взаимодействии с ними, причем масса последних определяла основную массу центральной части звездных систем.

"Черные дыры" образуются в результате коллапса гигантских звезд массой более трех масс Солнца. При сжатии их гравитационное поле уплотняется до бесконечности. Вскоре звезда сжимается настолько, что свет уже не может преодолеть притяжение этой звезды. Радиус, до которого должна сжаться звезда, чтобы перейти в "черную дыру", называется гравитационным. Для массивных звезд он составляет несколько километров. "Черные дыры" поглощают газ, космическую пыль и даже целые звезды, а в пространство испускают только потоки рентгеновских лучей. "Дыра" не может быть увидена со стороны, ее можно идентифицировать по теплу, выделяемому при завихрении гравитационной воронкой попадающего вещества. Это предположение в свое время теоретически обосновал Стивен Хокинг.

Сначала ученые предполагали, что во Вселенной существуют всего два типа "черных дыр": малые и гигантские. Затем была обнаружена еще одна разновидность этих объектов – "дыры" средней величины, из которых, по мнению астрофизиков, впоследствии вырастают гигантские. Также учеными высказывалось предположение, что гигантские "черные дыры" скрыты в самом центре галактик, в том числе и нашей.

И действительно, буквально на днях немецкие астрономы обнаружили в самом центре нашей галактики огромную "дыру". Как пишут немецкие исследователи в статье, опубликованной в журнале Nature, базой для их работы послужил анализ поведения звезды в созвездии Стрельца, которая с огромной скоростью вращается вокруг невидимого собрата. Ученые уверены, что эта звезда, условно названная ими S2, ведет себя как объект, находящийся в гравитационном поле "черной дыры".

Когда астрономы взялись исследовать параметры движения S2, оказалось, что она вращается в 200 раз быстрее, чем Земля вокруг Солнца, причем вращается вокруг невидимого объекта, получившего название "Стрелец-А". Центр нашей галактики находится в направлении этого созвездия, а упомянутая звезда, в свою очередь, находится настолько близко к центру галактики, что ей требуется всего 15 лет на то, чтобы обернуться вокруг центра. Для сравнения: прописанное на окраине Млечного пути наше Солнце совершает полный оборот вокруг центра галактики за 230 миллионов лет.

Имея на руках эти данные, астрономы смогли вычислить массу объекта "Стрелец-А". Он оказался без малого в три миллиона раз массивнее Солнца, что заставило их предположить, что перед нами – "черная дыра".