Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Как и когда вошёл в нашу жизнь этот захватывающий жанр? Отчего именно он вызывает подчас нездоровый вокруг себя ажиотаж? Почему столько споров, переходящих в змеиное шипение, разжигают эти фильмы на интернет-форумах? Пора немножко утрясти собственные мысли. Что ж. Приступим.
Тогда, давным-давно, вычурные миры-сказки, воспарившие из натруженных писательских мозгов, казались недоступными овеществлению, ведь каждый же кадр требовал присутствия на площадке не только гения художественного, но и инженерного. Однако то, чего не смогли пила и стремянка – сможет дополнить общая сюрность картинки, заковыристость сюжета, погружение зрителя в ненужные, да и неважные ему проблемы придуманного мира. Добившиеся своего получали общемировое признание. Это замечали другие, шли следом, раздвигая строгие границы сначала "серьёзного", а потом и вообще всего кинематографа. Вот о втором феномене – отдельно.
Это был прорыв, понятый и прочувствованный всеми. Кинокорпорации управляются отнюдь не дураками и отнюдь не слепыми – они немедленно продолжили начинание. Не могли не продолжить. Прибыль гарантирована, правда, Малдер? Только не нужно зацикливаться на одной теме. Космические войны – это, типа, круто. Но недостаточно. Высокотехнологические ужастики – одного Фредди Хрюкера тоже маловато будет. Фантастические мелодрамы, мистика, вампиры и зелёные человечки – ну-ка, кто вспомнит тройку лучших! Фантастика для детей – того же подновлённого I.T. сейчас вон снова показывают, на то и шедевр, чтобы жить вечно. Кроме того – "Полёт навигатора". А уж "Бесконечная история" – и вовсе гениальное произведение.
Шедевры каждой весовой категории смотрели и мы, хоть в основном и в галимом "качестве" последнего советского технического достижения – видеомагнитофона "Электроника". Какими удивительно красочными нам казались перепаянные под PAL/SECAM (молодёжь, кто помнит?) видео-чудеса по сравнению с местами высокодуховными, но снятыми на чудовищную "свемовскую" плёнку нашими фильмами. Самое смешное, что на пресыщенном Западе творилось то же форменное умопомешательство. Только смотрели они на всё это на большом экране, а потому получали несказанно больше удовольствия, тем более что в серой массе проходных фильмов подчас блистали поистине бриллианты!
А пока явились миру подрастающие таланты постмодернистско-декаденского толка. "Хищник", "Чужой", ещё несколько фильмов упирали не столько на спецэффект, который лишь мелькал тенью на краю поля зрения и растворялся в ночи, сколько на мозг зрителя, окунающегося в психологически чуждое современному человеку ощущение зыбкости, нереальности, опасности, ранее недоступной простым "ужастикам". В этом отношении даже хитовый первый "Терминатор" отстал от жизни – чужеродный механический враг в нём слишком медлителен и конкретен, хотя в напористой его мощи и есть нечто притягивающее. Мир будущего-настоящего атавистическими страхами хлынул на нас с экранов.
Динамика, жуткая красота и полная иррациональность сюжетов – вот находка для режиссёра, задумавшего снять что-нибудь эдакое, фантастическое! Гениальные кэмероновские "Чужие-2" впервые в истории были подняты на свои недосягаемые высоты именно красотой такого решения. Быстрого, острого, в меру сложного хореографически и в меру простого сюжетно. Тёмного, мрачного, опасного. Сиквел побил свой фильм-прародитель. Такой фильм должен был однажды быть снятым, чтобы дать понять: снимайте что-нибудь другое, забудьте про спецэффекты – "я о них всё прочитал". В смысле – посмотрел.
Кинофантастика в действительности имела козырь за пазухой – богатое (что бы там ни говорили) литературное прошлое жанра. Грандиозные, недосягаемые вершины эпохальных вещей Толкиена, Херберта, Симмонса, Азимова, Ф.Дика, Лема (эх, вот бы кого "Монти-Пайтону" отдать на растерзание!) ждали своих покорителей. И попытка такая была совершена. Я имею в виду, конечно же, линчевскую экранизацию "Дюны" с Кайлом МакЛохланом и Стингом. Декадентский "энвайронмент" и пронзительные синие глаза посреди спайсовых песков. Этого, да ещё горы (по тем временам) спецэффектов хватило для того, чтобы создать поистине культовую вещь. И надолго отучить киношников посягать на экранизации. Тема была закрыта, почти не начавшись.
И новый шаг, как обычно, был сделан в никуда – стартовала компьютерная эра.
Ещё делая первые шаги, трёхмерная графика показала себя во всей красе. Тот же вездесущий Кэмерон своим "Терминатором-2" поставил на уши буквально всех. Графические станции своими машинными часами-сутками-месяцами прорвались в области неизведанного – дали режиссёрам в руки универсальный инструмент, ограниченный отныне в своих возможностях только деньгами заказчика и воображением художника. Сомнительной наружности монстры сменили силиконовые телеса на телеса от "силикон-графикс". Космические корабли навсегда перестали походить на подвешенные в темноте на верёвочках картонные поделки. Заключённое в целлулоид звёздное небо запереливалось, как ему и положено, сотней оттенков. Чудеса и кошмары Вселенной стали неимоверно ярче и динамичнее. Они стали почти ощутимыми. Вспомните ти-рекса из "Парка юрского периода". Славься, Джей!
Не расслабляйтесь, однако. Не всё так хорошо. Пакеты векторной графики не только позволили достаточно легко и непринуждённо снимать вполне приличные аэрокосмические сценки и милых инопланетных чудовищ для новой формации фантастических сериалов навроде "Вавилона-5", не только породили новый жанр документальной фантастики – "Прогулки с динозаврами", не только впервые сумели создать фильм ("Файнал фэнтэзи") вовсе без участия актёров – не только. Помимо прочего, они дали могучее оружие в руки бездарностей.
"День независимости", "Чужой-4", "Армагеддон"... вспомнить все фильмы последних лет, ум и сообразительность которых едва выходят на один уровень хотя бы с "бэтманиадой", а чаще не поднимаются выше плинтуса, мне лично не представляется возможным. Хотя, отдам должное, эти фильмы можно посчитать истинно гениальными по сравнению со всякими там "миссиями на Марс" и "годзиллами". Тупые сценарии и такие же физиономии актёров – вот символ "нового кинематографа". Никому не известные выпускники колледжей, взявшись за перо, возомнили себя Энштейнами и принялись нести поистине космическую ахинею, в НФ дотоле вовсе не принятую. Да что там законы физики... режиссёры, увлекшись раскрашиванием своих убогих творений в восхитительную мишуру из гигабайтов, абсолютно позабыли – за всем этим должно бы стоять что-нибудь, кроме. Увы и ах, как тяжко бывает просмотреть в тёмном зале от начала и до конца экранизацию очередного прекрасного произведения, до ужаса искромсанного кривыми руками воротил кинобизнеса. Впрочем, об экранизациях – чуть погодя; обидно вовсе другое. Выходишь из зала – и не можешь вспомнить ни единой фразы, ни единого эпизода, а только спецэффекты, спецэффекты, спецэффекты...
Да уж, чему-чему, а пародиям на очередных "затюканных в космосе" всегда будет обеспечено достойное место в прокате. Не больно-то крепкий материал, но тут уж – насколько таланту хватит. Тем более что киноглупость и кинобестолочь царили и царят, чего по ним убиваться, разве посетовать – мол, тот же "Чужой-4" мог бы и не портить впечатление от своих культовых предшественников. Да и Джордж Лукас, взявшись за съёмки "первых" частей "Звёздных войн", мог бы попытаться не превращать свой сериал в жанровый цирк с фейерверком.
Дальнейший парад кино-лажи обеспечили "фильмы-игрушки", более или менее достойные попытки перенести на плёнку динамику и затягивающее погружение компьютерных игрушек. Причём как правило "менее", чем "более". На мой вкус, первая вообще пристойная экранизация такого рода вышла на экраны совсем недавно – "Обитель зла" воспроизвела более чем удачно внутренний мир игры, оставаясь интересной не только прожженным геймерам. Впрочем, известны прецеденты "кинематографических" изысков внутри самих игр: Великий и Ужасный "Близзард" уже который свой проект на чистом энтузиазме оснащает видео-образами, достойными, пожалуй, лучшего применения. Кто знает, может, и соберутся ребята сваять полнометражку... Равняйтесь на них, горе-киношники.
После "Матрицы" пришла мысль о том, что "сейчас начнут снимать". А ещё лучше – экранизировать. Ибо старт дан. И начали. Впрочем, с переменным успехом, что и требовалось доказать.
Новая "Дюна", новая "Планета обезьян", сверхновая "Машина времени"... По части красоты и динамики – вполне себе ничего, но душа произведения на плёнку как-то не легла. Впрочем, о кинопроцессе судят по лучшим его представителям. А их есть.
А вообще, если заглядывать в будущее, – не всё так уж пессимистично. И Спилберг тряхнёт стариной – и нахваливаемое нынче "Особое мнение" покажется мелкой лужей рядом с разливанным морем новых фильмов мэтра. И "Гарри Поттер" забудется, как кошмарный сон. И "Матрица-2" не ударит лицом в грязь. И индустрия фильмов-комиксов будет, как и прежде, порождать не только уродцев (сиквел "Блэйда" меня поразил своей пустотой и глупостью, куда идею засунули, гады...). И многострадальная экранизация "Пикника на обочине" с Джоном Траволтой будет не такой ужасной, как того ожидают свидетели. Да и наш, отечественный кинематограф не только сумет доснять "Трудно быть богом", но возьмётся и за остальное непаханое поле русской фантастики.
Правда, надежд на то, что переведутся крупнобюджетные халтурщики, что фильмы все как один станут шедеврами, всё-таки мало. Впрочем, подождём очередного Фантастического Боевика – увидим!
С полным вариантом публикации вы можете ознакомиться на сайте "Сон Разума".
Преступления удалось предотвратить