"Альфе" могут помочь дети

"Нужно выманить боевиков из здания. Как только это произойдет, все будет в руках снайперов". Британский спецназовец делится опытом с российскими коллегами

Москва: террористы захватили заложников. Фотоматериалы

Один из бывших офицеров британского спецподразделения по борьбе с терроризмом SAS рассказал корреспонденту Би-Би-Си о возможных действиях против захватчиков в Москве, основываясь на собственном опыте. Офицер, имеющий кодовое имя "Пит", принимал участие в штурме захваченного иранского посольства в Лондоне в 1980 году.

Во-первых, британский профессионал отмечает, что чеченские террористы в данной ситуации "не играют по правилам", поэтому необходимо ослабить их физически и психологически. Пока затянувшиеся переговоры отвечают этому требованию. По словам Пита, у террористов "наступает слабость - и физическая, и моральная, и психологическая. Именно это произошло с теми, кто захватил иранское посольство в 1980 году. Чем дольше продолжаются переговоры, тем слабее боевики, и тем легче действовать специальным силам".

Во-вторых, британский офицер высказывает некоторое недоумение негибкой позицией "русских", которые не используют тему вывода войск из Чечни. "Почему бы им не сыграть в эту игру, почему бы не позаниматься перетягиванием каната? Вывести человек 500, например. Разве это изменит ситуацию в целом? Нет. Но переговоры продолжатся, а сейчас это главное", - рассуждает ветеран SAS.

Однако попытки ослабления террористов могут сойти на нет, например, в том случае, если они согласятся принимать пищу. Как известно, бараевцы согласились принять воду и соки для заложников - и, разумеется, для себя. Поэтому, если террористы согласятся на доставку пищи, то, по мнению британского спецназовца, придется начинать все сначала. Штурм же в этой ситуации может привести к сотням жертв. Поэтому на данном этапе главное - переговоры.

Впрочем, операция по уничтожению террористов все же может быть проведена. Вот один из сценариев ликвидации захватчиков, предлагаемый британским ветераном спецназа: "Нужно выманить боевиков из здания. Как только это произойдет, все будет в руках снайперов. Они должны залечь на крышах зданий, а дальше все - дело техники. У каждого из снайперов есть прибор со специальной кнопкой, которую он нажимает, когда наводит прицел на свою цель. Когда командир снайперов видит на своем пульте 50 зеленых лампочек, он дает команду: "Огонь!" - и на этом, в принципе, все должно закончиться".

Возвращаясь к происходящему, Пит предлагает вероятные темы для переговоров: освобождение больных и облегчение положения самих боевиков. Хотя вторая тема относится скорее к тем террористам, которые "играют по правилам", а Бараев и компания, как уже говорилось, в эту категорию не входят. Бывший офицер SAS предлагает еще один вариант "быстрой тайной операции" - проникнуть в здание через канализацию или вентиляционную сеть (последний способ вряд ли приемлем, так как, по свидетельству заложников, террористы минировали и ее). Ветеран спецназа предположил, что у российских представителей имеется план здания, и, значит, они прорабатывают способы скрытого проникновения в здание.

Огромную помощь бойцам спецподразделений и спецслужбам могут оказать сами бывшие заложники, сообщив о террористах, их расположении, вооружении. "Особенно полезными могут оказаться дети - они всегда хорошо запоминают все, что связано с оружием", - считает британский специалист. Самое оптимальное время для спецоперации, по его словам, - около 3 часов утра, ведь именно в этот момент люди обычно сильнее всего хотят спать и теряют бдительность. Спецназ должен входить в здание с прицелами ночного видения и с глушителями на оружии. "Следующий шаг - снять охрану. А уже затем можно атаковать лидеров", - делится опытом бывший спецназовец.

Выбор читателей