Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Отмечается, что московский теракт является лишь одним из звеньев глобального плана по изменению геополитической ситуации вокруг Северного Кавказа и Закавказья. На данном этапе его авторы преследуют несколько целей: установление окончательного контроля над вооруженными формированиями в Чечне, трансформация системы поддержки и укрепления ваххабитских структур Северного Кавказа и других регионов России, усовершенствование механизмов воздействия на политическую ситуацию в Грузии и расширение ваххабитского присутствия в Азербайджане. Для достижения поставленных задач было разработано несколько программ, дополняющих друг друга.
Как подчинить чеченцев
Первая из них призвана обеспечить окончательный контроль над вооруженными формированиями Чечни.
В последние годы влияние АМБ на полевых командиров республики осуществлялось преимущественно путем их финансового обеспечения. Вместе с тем, все более важную роль в определении стратегии и тактики НВФ играли представители "Особого отдела" АМБ (подробнее о нем см. в заключительной части расследования) саудовцы Самр бин-Салах ас-Сувейлем (более известный как Хаттаб) и Абу-Умар Мохаммад Ас-Сайяф (первый ликвидирован в марте с.г., второй – в июле прошлого). В период 1998-2001 гг. это касалось как военных операций, так и террористических акций за пределами Чечни. Теперь арабским моджахедам предстоит взять под свой полный контроль все направления деятельности северокавказских вооруженных формирований. С этой целью командующим иностранных моджахедов в Чечне (т.н. "Исламский полк") в мае 2002 г. был назначен отставной офицер Национальной гвардии Саудовской Аравии Абу-Валид аль-Хамиди (Абул-Валид аль-Ансари). Сегодня он является представителем "Особой организации" на всем Северном Кавказе. Одна из главных его задач заключается в подчинении или нейтрализации наиболее значимых фигур в рядах собственно чеченского "сопротивления". Сложность ее состоит в том, что многие из них отказываются признавать лидерство Абу-Валида, а некоторые вообще не приемлют зарубежного влияния, в том числе в виде ваххабитской идеологии. Часть таких командиров планируется привлечь к сотрудничеству в обмен на щедрую финансовую и материально-техническую поддержку, остальные должны быть ликвидированы, "сданы" федералам или скомпрометированы. Однако наибольшие опасения АМБ связаны с "президентом Ичкерии" Асланом Масхадовым.
Весной сего года неоднократно предпринимались попытки подчинить его деятельность интересам АМБ. Несмотря на это, Масхадов, лишенный реальной силы в Чечне, по-прежнему позиционирует себя в качестве "лидера чеченской нации", продолжая демонстрировать собственную самостоятельность. Более того, осознавая бесперспективность дальнейшей борьбы за независимость и бессилие Москвы положить конец конфликту, Масхадов до сих пор надеется стать партнером Кремля в разрешении создавшейся тупиковой ситуации. После того как в начале лета Ахмед Закаев с помощью Фонда Збигнева Бжезинского начал зондировать почву по поводу возможных переговоров с Москвой, было решено окончательно нейтрализовать ичкерийского президента. Однако физически ликвидировать его АМБ невыгодно, поскольку он представляет ценность как символ "чеченского сопротивления" и "лидер сепаратистов", на которого автоматически возлагается ответственность за любые действия боевиков. Гораздо разумнее поставить Масхадова в положение вынужденной зависимости от АМБ. Для этого было необходимо лишить "президента" любой самостоятельности на международном уровне (путем его делегитимации в глазах Запада) и в отношениях с Москвой. Это, в свою очередь, позволяло окончательно установить контроль над политическим курсом "чеченского сопротивления" и предотвратить начало переговорного процесса.
Как разрушить Россию
Вторая часть описываемого плана нацелена на пересмотр всей системы насаждения ваххабизма на российской территории. Необходимость этого стала очевидной после того, как планы интенсивной исламизации южных регионов России в 1999-2000 гг. полностью провалились.
С осени 1999-го Москва предприняла целый ряд мер по установлению контроля над деятельностью на территории РФ мусульманских зарубежных структур. В результате последним пришлось значительно пересмотреть методы и формы прикрытия для своей работы на российском направлении. Так, вся деятельность АМБ, осуществляемая через различные просветительские и благотворительные организации, была разделена на тайную и легальную. Первая касается военной и финансовой поддержки НВФ на территории Чечни, а также законспирированных ваххабитских ячеек (джамаатов) в других регионах страны.
В свою очередь, легальная деятельность направлена на "подготовительную" работу с мусульманским населением. Она заключается в систематическом распространении исламистской идеологии, основанном на массированном финансировании "образовательно-просветительских" программ. Наиболее приоритетной из них считается подготовка духовенства из числа российской молодежи в религиозных зарубежных центрах. Планируется, что по окончании образования и с возвращением на родину эти люди выступят в качестве "острия истинного ислама" и сумеют в наилучшей форме довести полученные знания до подрастающего поколения соплеменников. По прогнозам экспертов АМБ, эта программа начнет приносить существенные плоды лет через 15-20.
Кроме того, планируется уделять значительное внимание развитию связей с национальными движениями мусульманских народов Поволжья, Урала и Северного Кавказа, особенно тех из них, которые носят сепаратистский характер.
Как овладеть Закавказьем
Третья часть описываемого плана касается усовершенствования механизмов воздействия на политическую ситуацию в Грузии. При этом планируется серьезнее учитывать ситуацию вокруг Абхазии и Южной Осетии, а также конфронтацию кланов и политических блоков в самом Тбилиси (накануне парламентских выборов 2003 и президентских 2005 года). Не меньшее значение придается эксплуатации противоречий между Грузией и Россией с перспективой их перерастания в открытый конфликт. Особая роль в этом отводится активистам АМБ, находящимся в Панкисском ущелье Ахметского района Грузии (палестинский шейх Мухаммад Юсуф Абу-Амр, иорданец Абу-Хафс и др.). Их привилегированное положение в региональной иерархии "Ассоциации мусульманских братьев" объясняется еще и тем, что именно грузинское представительство АМБ является связующим звеном между ее ближневосточными центрами и Турцией с Чечней и другими областями Северного Кавказа. По этой причине планируется и впредь финансировать "грузинский филиал" в приоритетном порядке. Лишь таким образом в условиях контртеррористической операции Тбилиси в Панкисском ущелье можно сохранить военно-подготовительную инфраструктуру "Особой организации" и агентурную базу в государственных структурах, а также активизировать пропагандистскую работу среди местного вайнахского населения. Параллельно планируется укрепить связи с другими этническими общинами Грузии, исповедующими ислам. В частности, речь идет о мусульманской части абхазцев, аджарцах и аварах Кварельского района.
Наконец, четвертая часть плана нацелена на расширение ваххабитского присутствия в Азербайджане. Особое значение представители АМБ (в частности Сеид Джаффар ад-Дагистани) придают населенным пунктам, расположенным вокруг столицы, а также северным и северо-западным районам страны. Важное внимание уделяется пропаганде не только среди местных последователей суннизма (около 30% населения Азербайджана), но и шиитов. Для этого широко используются их связи с соседней Турцией и возможности тамошних фундаменталистских организаций.
Цели московского теракта
Несмотря на репрессивные меры, предпринятые странами региона против ваххабитского движения (в Азербайджане в 1996-98 и 2001-2002 и России в 1999-2002 гг.), оно по-прежнему обладает здесь разветвленной военно-тренировочной и учебно-пропагандистской сетью, а также пользуется хорошо налаженными каналами финансирования из-за рубежа. Все это позволяет АМБ не только оказывать влияние на ход локальных конфликтов на территории России и Закавказья, но и проводить террористические акции стратегического характера в соответствии с собственными интересами в регионе и по заказу своих союзников. Среди терактов подобного рода за последние годы наибольшую известность получили: покушение на Э.Шеварнадзе (1998 г.); взрывы в Буйнакске, Москве и Волгодонске (1999 г.), взрывы во Владикавказе и Каспийске, а также захват заложников в Москве (2002 г.). Последний планировался как одно из основных средств по достижению задач, обозначенных в первой программе вышеописанного плана (обеспечение контроля над чеченскими НВФ и нейтрализация А.Масхадова). Как мы сегодня видим, в результате теракта эта цель была достигнута. Вместе с тем планировалось, что захват заложников отразится на выполнении и других задач АМБ на российском направлении. В частности прогнозировалось, что его последствия окажут негативные воздействие на межрелигиозную и межэтническую обстановку в стране. По идее, теракт в столице должен был вызвать всплеск националистических и антикавказских настроений в обществе, а также ожесточить действия федеральных войск в Чечне против гражданского населения. В этой связи перед представителями АМБ и местными ваххабитскими лидерами ставилась задача использовать ответную реакцию мусульман для пропаганды собственных идей и мобилизации рекрутов в законспирированные "джамааты" и НВФ. Средства для этого были выделены заранее и незадолго до захвата заложников в Москве попали по назначению.
После того как Всемирное руководство АМБ четко сформулировало цели запланированного теракта, "Особый отдел" приступил к его практической подготовке.
Кто именно принимал в этом участие, какая роль отводилась представителям кавказской диаспоры и почему главарем банды террористов избрали именно Мовсара Бараева, читайте в заключительной части расследования "Yтра" – "Захват готовили на Ближнем Востоке".
Также атакован пригород столицы