Лукашенко в заложниках у природы

После провала попытки "задружить" с Западом назло России своенравный белорусский "батька" предстал перед президентом РФ полностью "укрощенным" и "морально подготовленным" к уступкам

Доброго вам дня, господа, и удачной рабочей недели.

Неожиданные холода, повергшие в уныние многих, еще раз заставили задуматься об "истинных ценностях" – например, о тепле в квартирах и об ужасах его отсутствия. Наиболее символичным подобный каприз природы стал, пожалуй, для белорусского президента, посетившего на прошлой неделе своего российского коллегу.

Как заметил по окончании встречи Путин, 80% времени переговоров было посвящено обсуждению экономических тем. Призрак "деда мороза" заставляет белорусского лидера забыть о политических амбициях и вернуться к реальности – не трудно догадаться, что накануне зимы основной экономической темой российско-белорусских переговоров стала пресловутая "газовая проблема".

Суть последней сводится, как известно, к нежеланию российской стороны в лице "Газпрома" поставлять белорусским братьям "голубое топливо" сверх оговоренных норм по льготным внутренним ценам. Вместе с тем, в самом "Газпроме" вряд ли кто-то питает иллюзии относительно способности загнанных в угол погодой и политикой белорусов найти деньги на оплату "коммерческого газа". На сегодняшний день Белоруссия уже должна "Газпрому" более $200 млн. Поэтому в Москве обсуждались не столько абстрактные темы пресловутого "объединения", сколько куда более реальные аспекты энергетического сотрудничества. Самым реальным из них стало российское участие в приватизации "Белтрансгаза" – предприятия-владельца белорусской газотранспортной системы.

Свой интерес к трубопроводной системе Белоруссии "Газпром" начал проявлять еще в 1998 году. Однако по причине постоянно возникавших технических и процессуальных нестыковок (а по большому счету – из-за нежелания белорусской стороны терять контроль над транзитом российского газа) процесс приватизации "Белтрансгаза" всячески затягивался. Одной из попыток добиться его ускорения стало подписание межправительственного соглашения о поставке в Белоруссию 10,2 млрд. кубометров голубого топлива по внутрироссийским ценам. Эффект, правда, оказался обратным – именно реализация этого соглашения послужила поводом для начала "газового конфликта" и политического демарша Лукашенко. Ситуация изменилась в нашу пользу лишь совсем недавно, после провала попытки белорусского лидера "задружить" с Западом назло России.

В итоге, своенравный белорусский "батька" предстал перед президентом РФ полностью "укрощенным" и "морально подготовленным" к уступкам. С этого момента кручение "политического динамо" стало небезопасным занятием для политической карьеры Лукашенко. А это значит, что уже ничто не должно помешать процессу продажи "Белтрансгаза" начать набирать обороты.

Таким образом, покупка "Газпромом" части белорусского газотранспортного предприятия становится лишь делом времени, причем не столь уж долгого. Единственный вопрос теперь заключается в другом: насколько приобретение "Газпромом" контрольного или близкого к контрольному (сколько акций будет выставлено на продажу, пока не решено) пакета "Белтрансгаза" пойдет на пользу российскому монополисту.

"Газпром" сегодня переживает серьезные трудности как производственного, так и финансового плана. Данные о финансовой деятельности компании за первое полугодие повергли аналитиков в состояние легкого шока. Особые опасения экспертов вызвали размеры задолженности компании, приближающиеся к размеру годовой выручки. По предварительным оценкам, участие "Газпрома" в капитале "Белтрансгаза" может обойтись ему в $400-500 млн. И это еще не окончательная сумма: по оценкам экспертов, помимо прямых затрат на покупку акций новому совладельцу "Белтрансгаза" потребуется еще порядка $1 млрд. на работы по модернизации самой белорусской "трубы". На этом фоне более логичным для "Газпрома" было бы не спешить "подписываться" под расходами, которые спокойно мог бы нести кто-то другой.

Однако в сложившейся ситуации российской стороне приходится учитывать не столько прямые коммерческие резоны, сколько непростые политические обстоятельства. Как известно, "украинский сценарий" с несанкционированным отбором экспортного российского газа получил распространение и в Белоруссии. Получение контроля над белорусским участком "трубы" позволит "Газпрому" избежать банального воровства – других возможностей избавиться от хищения экспортной продукции на чужой территории просто не существует, а помимо этого избавит "Газпром" от необходимости вести непростые переговоры по условиям транзита топлива.

Еще одним – возможно, самым существенным – плюсом от участия в приватизации "Белтрансгаза" станет для "Газпрома" возможность решения своих долговых проблем. Задолженность Белоруссии перед российским поставщиком нарастает год от года. Приобретая "Белтрансгаз", российский газовый монополист получает возможность вернуть хотя бы часть белорусских долгов в виде акций газотранспортной компании.

Эти обстоятельства действительно могут во многом компенсировать финансовые затраты, связанные с необходимостью реконструкции и модернизации белорусской газопроводной инфраструктуры. Насколько полной будет эта компенсация, станет ясно после появления окончательного заключения о стоимости "Белтрансгаза" и объявления всех условий приватизации.

С новой рабочей неделей, господа.

Выбор читателей