Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Обвинение основано на высказываниях, которые прокуратура обнаружила в опубликованном исследовательском проекте "Ставрополье: этнографический портрет" (по другим данным – "Ставрополье - этноконфликтологический проект"). Руководителем этого проекта и был профессор Авксентьев. В публикации авторы исследования привели ряд мнений опрошенных жителей Ставрополья, которые носили явно ксенофобский характер.
Прокурор обвиняет профессора в том, что "в монографии содержатся высказывания и измышления, унижающие достоинство представителей одной из национальных диаспор Ставрополья, формирующие негативный этнический образ мигрантов неславянской национальности, побуждающие к действиям по их депортации".
Вот одно из таких высказываний, приведенных на суде гособвинителем: "Выгонять надо мигрантов, устраивать зачистки, провести "Варфоломеевскую ночь" и всех их в теплушки".
Все высказывания, на основе которых построено обвинение, - это слова респондентов, мнения, заявленные людьми в ходе опросов. Многие из отвечавших высказывались достаточно резко в отношении других национальностей. В частности, упоминалось, что везде, в том числе и в прокуратуре, много армян. По мнению руководителя одной из ставропольских правозащитных организаций, тот факт, что прокурором края был в это время Роберт Адельханян, в августе 2002 г. переведенный в Москву и назначенный начальником международно-правового управления Генпрокуратуры, сыграло важную роль в возбуждении уголовного дела. (Дело против этнографов тоже было возбуждено в августе.) Негативный образ именно армянской диаспоры, по мнению краевой прокуратуры, и создавало опубликованное исследование. Первоначально дело возбудили против всего авторского коллектива, состоящего из пяти человек, а затем состав обвиняемых уменьшили до одного редактора, поскольку именно он решал, в какой форме подавать материал.
Вопрос, таким образом, заключается в том, можно ли обвинить редактора, публикующего результаты опросов общественного мнения, в разжигании национальной розни на основании тех высказываний, которые он публикует.
Ответ на этот вопрос кажется очевиден: это возможно исключительно в том случае, если автор исследования полностью солидаризируется и недвусмысленно поддерживает экстремистские ксенофобские высказывания, которые он публикует.
Если же цель исследователя и редактора - показать сложность межнациональных отношений, и выводы, ими сделанные, свидетельствуют об их научной добросовестности, то приводимые ими мнения, какими бы они ни были, не могут стать почвой для обвинения авторов исследования в разжигании межнациональной розни.
В ноябре ученый дал интервью "Ставропольской правде", в котором сказал, что работа, о которой идет речь, выполнялась в рамках проекта по исследованию межэтнических отношений в Ставропольском крае, заказанного правительством края. Задачей авторского коллектива было исследовать и показать существующую ситуацию на Ставрополье в области межэтнических отношений и выработать на этой основе определенные предложения и рекомендации. "Мы стремились показать реальную картину общественного мнения, которое существует в крае, - говорит В. Авксентьев, - выявить болевые точки в этих отношениях и тем самым вскрыть случаи этноэгоизма, ксенофобии и этноцентризма. Эта задача, кстати, предусмотрена президентской концепцией национальной безопасности РФ". Все обвинения, выдвинутые прокуратурой, профессор считает необоснованными. По его словам, уже получено 15 разъяснений ведущих специалистов-конфликтологов и этносоциологов России и Северного Кавказа, которые также подтверждают, что никакие материалы, опубликованные в данном издании, не могут возбуждать национальной розни.
Автор интервью добавляет: "То, что обставновка накалена, не могут отрицать даже правоохранительные органы. Только в этом году на Ставрополье можно назвать несколько серьезных конфликтов на межнациональной почве, в которых дело дошло до применения оружия".
Виктор Авксентев виновным себя не признал. Уголовное дело, с точки зрения подсудимого, основано на предвзято "вырванных из контекста цитатах". Защита потребовала привлечения к участию в судебном процессе экспертов по национальной политике. Суд удовлетворил это требование.
Идея понравилась не всем