Сны о чем-то большем

Дебютный для отечественного кинопроката фильм гения анимации, которого японцы последние двадцать лет считают своим национальным достоянием наряду с суши, якудзой и борьбой сумо

Унесенные призраками
Япония, 2001
Режиссер: Хаяо Миядзаки
Мультипликация


В российском прокате, кроме стартующих сразу после Нового года "Призраков", доступен (правда, только на видео) еще один шедевр Хаяо Миядзаки – "Принцесса Мононоке" 1997 года. Между тем еще в пору моего детства на советские экраны вышли два чемпиона симпатий школьников младших классов – "Кот в сапогах" и "Корабль-призрак", в которых Миядзаки участвовал в качестве ведущего аниматора. А я до сих пор помню, как, учась во втором классе, постоянно рисовал рожицы котов и мышей из этих потрясающих мультиков, казавшихся нам с друзьями тогда вершиной занимательности. Мы разыгрывали сценки из "Кота в сапогах" точно так же, как играли в "Неуловимых мстителей" или "Чингачгука".

Уже представленный в конце ноября на японском фестивале в Москве последний фильм Миядзаки-режиссера "Унесенные призраками" получил "Золотого медведя" Берлинского фестиваля и премию "Лучший азиатский фильм года" Гонконгского кинофорума.

Главное отличие японской анимации от прогрессирующей во всем мире 3-D техники – ее традиционность. "Плоская аниме" отсылает зрителя к символическому минимализму традиционной японской графики. Миядзаки, называющий себя последователем легендарного отца-основателя японской мультипликации Осамы Тэдзуки, отделившего в конце 50-х японское "аниме" от диснеевской идеологии, использует 3-D технику, но очень хитро – всего в нескольких мимолетных сценах, где "плоская" героиня лезет сквозь объемные пейзажи. При этом размноженные фракталы создают эффект орнамента и "реалистичность" все равно пропадает. Тем самым режиссер просто демонстрирует свои возможности, как бы слегка иронизируя над западным вкусом, вернее, отсутствием такового. Подобное "скрадывание" невозможно в Голливуде, где педалируется любая новинка, любой удачный ход.

Аниме остается символическим искусством, даже несмотря на удивительное количество деталей, которыми, собственно, прославился Миядзаки. Режиссер не обманывает зрителя безупречным и точным упрощением кадра, а заставляет его фантазировать самого. Голливудская же картина не оставляет глазам ни малейшего "люфта", полностью захватывая его внимание.

В "Унесенных призраками" рассказана история девочки, оказавшейся внезапно в мире японской мифологии, но все персонажи срисованы режиссером с его друзей из знаменитой студии Ghibli, откуда выходят знаменитые японские анимашки. Самым замечательным стал образ старухи-банщицы Юбабы, прообразом которой стал друг Миядзаки и директор студии Исао Такахато.

Приключения героев создают совершенно футуристическую картину, где человек, оказавшийся в окружении чудовищ, порожденных его собственным несовершенством, избавляется от страхов, научившись сострадать монстрам, а не соперничать с ними. Вместе с тем, это волшебная детская сказка-сон, причем если во сне мы никогда не можем "договориться" с химерами, в банном царстве Юбаба за нас это делает автор "Унесенных призраками". Выходя из зала, вы не просто получаете "впечатление от просмотра", а чувствуете себя так, как если бы побывали во сне.

Тайна японского аниме – не в зрелище как таковом, а в навевании снов, в создании особого состояния, в проникновении в иные, странные, нигде больше не существующие, помимо темного зала, миры. По сути, как раз миры Миядзаки – это особая мифологическая реальность, куда более глубокая, чем самые продвинутые голливудские трехмерки.

В российском прокате со 2 января.

Читайте также

Выбор читателей