Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Общее настроение оптимистов выражается одним тезисом: могло быть и хуже! Председатель ЕЦБ Вим Дуйзенберг открыто признал, что год назад отцы-основатели евро не на шутку готовились "к самым разным осложнениям и даже катаклизмам". Злые языки (в особенности заокеанские) предрекали ЕС невиданный скачок инфляции, коллапс банковской системы и социальные волнения. Этого не случилось. Правда, ничего слишком уж хорошего тоже не произошло: европейская экономика находится в состоянии стагнации, а курс евро по отношению к доллару хотя и вырос во втором полугодии, но все же не достиг своего первоначального значения. Однако если честно, то к хорошему как будто никто и не готовился. Все, даже самые заядлые оптимисты, на самом деле ждали плохого: "Затевая это дело, мы разработали целый комплекс сценариев на тот случай, если где-то что-то даст сбой. Вот только сценария для ситуации, когда всё пойдет значительно лучше, у нас не было", – признается Дуйзенберг.
Но "малыш" не оправдал ни одного из худших прогнозов. Весь год он вел себя достаточно стабильно, и им всерьез заинтересовались за пределами ЕС. Теперь эксперты уже поговаривают о евро в качестве второй мировой резервной валюты и расчетной единицы. А тот факт, что в итоге он все-таки перевесил доллар, имеет огромное психологическое значение: если растет – значит, жить будет.
Правда, в самой Европе не особенно рады тому, что малыш так хорошо себя чувствует: ведь рассчитывали за счет экспорта поправить свои макроэкономические показатели, а тут – на тебе! Валюта дорожает, на внешних рынках конкурентоспособность уменьшается... Зато укреплению евро рады в США. Во-первых, это ослабляет позиции ЕС на мировых рынках, а во-вторых, окрепший евро является дополнительным фактором стабильности на финансовом рынке, то есть подстраховкой доллару.
Но отойдем ненадолго от большой политики и мировой экономики, чтобы задаться банальным вопросом: "а как народ?". Народ 12 стран ЕС в свое время дал "добро" на единую валюту. Однако теперь многие европейцы ею недовольны. Согласно опросам, проведенным накануне Нового года, более 2/3 немцев и более половины жителей Франции, Австрии, Бельгии и Нидерландов имеют серьезные претензии к евро и с тоской вспоминают о марках, франках, шиллингах и т.д. Основная проблема, которая возникла в связи с введением евро, – рост цен (пересчитывая цены из национальных единиц в евро, многие компании округлили их – разумеется, в большую сторону). А для обитателей таких финансово стабильных стран как ФРГ или Нидерланды даже двухпроцентная инфляция в зоне евро – уже событие чрезвычайное. Немцам вдвойне тяжелей: у них не только не стало стабильной марки, но и спад в экономике произошел. При этом в странах, не избалованных чрезмерной финансовой стабильностью (в Греции, Испании, Италии, Португалии) евро пользуется несомненной поддержкой населения и воспринимается чуть ли не как манна небесная, даже несмотря на округление цен.
Есть и другие претензии к евро. Европейцы жалуются на довольно низкое качество и недолговечность новых бумажных купюр. Кроме того, их производство быстро наладили "частники" – подделок уже довольно много. Однако, с точки зрения творцов европейской интеграции, всё это не более чем технические проблемы на фоне радостного ощущения от того, что грандиозный проект не закончился не менее грандиозным провалом.
С симпатией к новой валюте в конце нынешнего года стали относиться в странах ЕС, не вошедших пока в зону евро: Великобритании, Швеции и Дании. Последние две намерены уже в этом году провести очередной референдум на тему присоединения к Евроленду. Практически все страны Европы, не входящие в ЕС, приветствуют параллельное хождение на своей территории национальной валюты и евро. Из числа стран-кандидатов в ЕС Венгрия, Польша, Эстония и Чехия уже готовятся к переходу на общеевропейскую валюту. Одним словом, долгосрочные перспективы обнадеживают.
А что ждет евро в 2003 году? Ведущие экономисты мира не дают однозначных прогнозов. Дело в том, что сейчас курс европейской валюты относительно доллара обусловливается не столько экономическими факторами, сколько ожиданием войны в Ираке. То есть не столько растет евро, сколько снижается курс доллара. По мнению европейских экономистов, рынки понизили доллар до его нынешнего уровня в ожидании анонсированного Вашингтоном блицкрига в Ираке. Однако если этот конфликт затянется, доллар может упасть еще ниже.
Если же конфликт будет быстротечным или же его вообще удастся избежать, то в силу вступят другие, в основном экономические факторы. И тогда перевес может оказаться на стороне доллара. Во-первых, США установят свой контроль над иракской нефтью и доллар перестанет лихорадить от нефтяных котировок. А во-вторых, в Европе, помимо общей с Америкой экономической рецессии, начнут сказываться и другие малоприятные реалии. Например, невыполнение рядом ведущих стран ЕС "маастрихских" критериев валютного союза, дополнительные экономические риски и нагрузка, связанные с предстоящим расширением Евросоюза, наконец, просто слишком короткая биография европейской валюты. Впрочем, некоторые эксперты считают, что биография евро долгой и не будет: он-де не доживет до "совершеннолетия" и прекратит свое существование через 15, а то и через 5 лет. В числе таких пессимистов – лауреат Нобелевской премии американский экономист Милтон Фридман, который полагает, что евро со временем обострит экономические проблемы Европы и политические разногласия между странами-членами ЕС, поскольку их правительства теперь не имеют возможности корректировать развитие национальных экономик путем изменения учетных ставок и курсов национальных денежных единиц.
Однако, размышляя о будущем младенца-евро, следует учесть и такой фактор как развитие европейской интеграции. Хотя о возникновении Соединенных Штатов Европы говорить пока рано, но экономика ЕС работает все более слаженно, и проблемы одних участников Евросоюза в значительной степени компенсируются успехами других. ЕС, как единый хозяйственный комплекс, опирающийся, к тому же, на ресурсы и рынки России и Азии, представляет собой даже более мощную экономику, чем США. Что же касается единой валюты, то за прошедший год она доказала свою жизнеспособность и стабильность в очень неблагоприятных условиях. Если эти условия немного улучшатся – а оживление мировой экономики ожидается уже во второй половине начавшегося года, – то евро обретет новые силы в мировом соперничестве с долларом. Эксперты отмечают, что азиатские рынки постепенно увеличивают спрос на евро; прижился он и в России. Так что в целом нет оснований предполагать скорое падение или вообще крах евро, но и мрачные прогнозы в отношении судьбы доллара тоже неоправданны. Российские финансовые аналитики определяют европейской валюте на 2003 год коридор в $0,89-1,1.
Инфляционное давление на народ усиливается