Спонсор Гелаева пишет Конституцию Чечни

Эксклюзив "Yтра": досье на бывшего главу внешней разведки Ичкерии, объявленного в международный розыск и, по слухам, занятого ныне написанием Конституции Чечни

По тому же уголовному делу, что и Ахмед Закаев, в международный розыск объявлены еще четверо лидеров чеченских сепаратистов: Аслан Масхадов, бывший президент Ичкерии Зелимхан Яндарбиев, экс-министр внутренних дел самопровозглашенной республики Казбек Махашев и бывший глава внешней разведки в правительстве Дудаева Хож-Ахмед Нухаев. Им предъявлены заочные обвинения по трем статьям УК РФ: вооруженный мятеж, организация незаконных вооруженных формирований и посягательство на жизнь сотрудников правоохранительных органов.

Фигура одного из разыскиваемых, Нухаева, представляет особый интерес. Его ставят на один уровень с Мовлади Удуговым как одного из ведущих идеологов чеченского сепаратизма; кроме того, Нухаев считается одним из крупнейших теневых спонсоров чеченской войны.

Из досье "Yтра":
Нухаев Хож-Ахмед Таштамирович, чеченец, 1954 г.р., уроженец села Калининское Калининского района Киргизской ССР. Принадлежит к тейпу Ялхо. В 1974 г. поступил на юридический факультет МГУ, откуда был вскоре исключен. Еще студентом совместно с другими чеченцами организовал "Комитет независимости Чечни", в котором стал отвечать за силовые структуры.
При Дудаеве – глава службы внешней разведки, вице-премьер в правительстве Яндарбиева в 1996-1997 гг.
Президент холдинга "Кавказский общий рынок", соучредитель "Кавказского инвестиционного фонда". Весной 1997 г. возглавил "Кавказско-американскую торгово-промышленную палату", зарегистрированную в Вашингтоне.
Объявлен в международный розыск по уголовному делу №59027, возбужденному по статьям 208 ч.1 и 317 УК РФ, находящемуся в производстве прокуратуры Дагестана. Мера пресечения – арест.

Авторитет чеченской мафии

В правоохранительных органах Москвы чеченский "политик" и "бизнесмен" Нухаев известен в качестве уголовника. В их поле зрения он попал в конце 1988 г., когда чеченские преступные группировки стали претворять в жизнь теорию "захвата территорий". Нухаев и его земляки Атлангериев, Сулейманов и Альтамиров создали единую систему боевых групп, "курирующих" приоритетные объекты. К тому времени столица уже была поделена между "люберецкой", "солнцевской" и "балашихинской" братвой. Между московскими группировками и объединенными силами "чеченской общины" произошло около 15 столкновений, в результате которых была практически рассеяна "бауманская" группировка и существенно потеснены другие.

Весной 1989 г. в "чеченской общине" произошло размежевание. Нухаев с подчиненными ему членами группировки численностью до 40 человек переместились во взятый "под охрану" кооперативный ресторан "Лазания". Так образовалась "лазанская" группировка. В мае 1990 г. Нухаев и Атлангериев, а также другие наиболее влиятельные "авторитеты" "лазанской" братвы были арестованы за вымогательство, совершенное в отношении директора колбасного цеха. В марте 1993 г. народным судом Москворецкого района Москвы все они были приговорены к 8 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Но сидеть на нарах в Хабаровской колонии Нухаеву пришлось недолго. В конце ноября того же года его вызволил оттуда конвой из офицеров милиции (!) Наурского района Чечни. Они предъявили администрации исправительного учреждения фиктивные документы и забрали заключенного. Доставленный в СИЗО-1 Грозного, Нухаев немедленно был освобожден по личному приказу Дудаева. А вскоре, используя свои связи, Нухаев и Атлангериев добились пересмотра уголовного дела в Верховном Суде РСФСР, который отменил ранее вынесенный в их отношении приговор.

С приходом к власти Дудаева действующим в России чеченским группировкам стала отводиться значительная роль в проводимой Ичкерией политике. Нухаев пользовался полным доверием Дудаева, был одним из немногих, имеющих к нему свободный доступ. В 1993 г., используя свои связи, он организовал и обеспечил визиты Дудаева в Австрию, Францию и Германию. А в 1994-м по поручению Дудаева создал и возглавил управление внешней разведки республики, наладил мощную агентурную сеть. За участие в боевых действиях на стороне боевиков Нухаев был награжден высшей наградой Ичкерии – орденом "Честь нации".

С 1996 г. он являлся представителем президента Ичкерии за рубежом. Именно в то время через доверенных лиц Нухаев вошел в контакт с Зелимханом Яндарбиевым, что впоследствии сыграло немаловажную роль в его судьбе. В июле 96-го Яндарбиев, Нухаев и братья Хусейн и Апти Мараевы договорились о совместном нефтебизнесе, после чего Хож-Ахмед Нухаев стал "первым вице-премьером правительства Ичкерии". В тот момент он курировал нефтяную и газовую промышленность, а также внешнеэкономические связи и международные отношения.

Во время завершения активных боевых действий в Чечне в 1996 г. Нухаев выехал в Турцию, где занялся формированием теневого кабинета правительства Ичкерии. Здесь под его руководством создается оппозиционная организация "Чеченский дом", занимающаяся пропагандой, организацией отдыха боевиков и сбором средств.

В апреле 1997 г. в Вашингтоне была зарегистрирована "Кавказско-американская торгово-промышленная палата" (КАТПП), которую возглавил Хож-Ахмед Нухаев. Палата разрабатывает проект "Кавказского общего рынка" и через два месяца обнародует проект интеграции Чечни в мировую финансовую систему. В конце июня того же года на международном форуме в Швейцарии проект был утвержден и нашел спонсора в лице лорда Алистера Макальпайна – представителя финансовой группы Голдсмитов. В октябре 1997 г. лорд Макальпайн подписал с Масхадовым и Нухаевым протокол о намерениях создать в Лондоне инвестиционный фонд с уставным капиталом не менее $3 млрд. для восстановления в Чечне нефтекомплекса и финансирования прокладки новых трубопроводов. Условия лорда – возможность аренды чеченской нефтяной отрасли. Во время второго визита Масхадова в Лондон в марте 1998 г. было открыто представительство компании "Кавказский общий рынок Лтд" (CAUCOR) с офисом в лондонском Сити – одном из крупнейших мировых финансовых центров. В тот же день и в том же месте было открыто представительство еще одной организации – "Транскавказской энергетической компании", учредителями которой стали все те же Нухаев и лорд Макальпайн.

Штаб-квартира нухаевского "Кавказского общего рынка" (КавкОР) расположилась в Баку в отеле "Апшерон". Здесь же, в Баку, три года назад на легальной основе Нухаевым была создана еще одна организация – межтейповое общественное движение "Нохчи Латта Ислам". По данным спецслужб, эта структура поддерживает тесные связи с исламскими радикалами в других странах, в том числе в Турции, получает средства от организаций, фондов и частных лиц, поддерживающих идею создания в Чечне независимого исламского государства. Деньги расходуются на финансирование различных проектов, в том числе на выпуск печатных изданий антироссийской направленности, в частности – газеты "Мекх-Кхел". Обе структуры Нухаева занимают в гостинице весь 4-й этаж и охраняются службой безопасности, состоящей из чеченцев, вооруженных автоматами.

Идея создания "Кавказского общего рынка", по словам самого Нухаева, возникла у него как своеобразный план послевоенного развития Чечни. К реализации этой идеи были привлечены влиятельные политики из США, Англии, Азербайджана, Грузии, Турции и других стран. Одним из ближайших партнеров Нухаева стал Мансур Яхимчик – фигура более чем одиозная. Яхимчик известен как активный участник антикоммунистического движения в Кракове. В 1981 г. эмигрировал в Англию. После ввода в декабре 1994 г. российских войск в Чечню Яхимчик организовал первое неофициальное посольство Чечни за рубежом, стал вице-президентом краковского Чеченского информационного центра, являясь в то же время советником Дудаева по внешнеэкономическим вопросам. Тогда же он принял мусульманство и получил "ичкерийское" гражданство. По данным российских экспертов, Яхимчик действовал под контролем зарубежных спецслужб и был целенаправленно введен ими в "чеченскую программу", став связующим звеном между интернациональной группой бизнесменов и политиков и лидерами Ичкерии. Яхимчик получил должность вице-президента "Кавказского общего рынка".

Имена Яхимчика и Нухаева неоднократно упоминались в связи с т.н. "Новороссийским скандалом". Новороссийск, международный транспортный узел с нефтегаванью, занимает ключевое военно-стратегическое положение на юге России. Через этот порт идет переправка основной части стратегического товарно-экспортного потенциала страны. В ближайшие годы роль Новороссийского транспортного узла должна возрасти в связи со строительством экспортного нефтепровода по проекту федерального значения КТК-Р.

Краснодарский край стал зоной активных устремлений различного рода чеченских структур и группировок – как официальных, так и теневых. Любопытно, что вопрос об осуществлении транспортировки через порт Новороссийск чеченской нефти "Кавказским общим рынком" в свое время решался на официальном уровне, при поддержке городской администрации. Незаконная деятельность чеченских структур была вскрыта в ходе проводившейся в Новороссийске в 1998 г. широкомасштабной операции МВД России под условным названием "Штиль". Данные структуры, по сведениям спецслужб, связаны с международной корпорацией "Нордэкс", зарегистрированной в Австрии. Деятельность этой корпорации контролируется Хож-Ахмедом Нухаевым.

Кроме того, были выявлены настойчивые попытки вложения средств турецкими компаниями в экономические программы морского судоходства, строительства причальных сооружений и развитие порта. Одним из представителей турецкой экономической экспансии являлся крупный турецкий судовладелец Аттила Йенер, который собирался вложить в обустройство Новороссийского порта $10 млн. Партнером Йенера являлся еще один вкладчик – Муджахит Тюрккан. Впрочем, сведения о происхождении капиталов этого гражданина не позволили потенциальному инвестору прорваться на российский рынок – ранее Тюрккан привлекался к уголовной ответственности греческими властями за торговлю оружием. Существуют данные о том, что этот человек причастен к ввозу в страны Средиземноморья контрабандных сигарет, наркотиков и фальшивых денег. Зафиксированы его тесные контакты с представителями турецкой террористической организации "Серые волки". Нухаев поддерживает тесные связи с обоими этими турецкими подданными, решая с их помощью проблемы теневого бизнеса в интересах чеченских полевых командиров.

Но участие Нухаева в теневом бизнесе в Краснодарском крае простирается и за пределы Новороссийска. В настоящее время краевой УБОП отрабатывает информацию о крупных закупках азербайджанскими фирмами у местных хлеборобов зерна по заниженным ценам. Как выяснилось, этим занималась зарегистрированная по утерянным гражданами паспортам фирма "КавкОР – Краснодар". Ее представителем, который заключал договоры с совхозами, был Руслан Садыков – родной брат жены Нухаева. По предварительным данным, все нити хозяйственной деятельности "КавкОР-Краснодар" ведут в Лондон, где зарегистрированы две фирмы –"Technical Union Limited" и "Caucasus Common Market", директором которых является один из ближайших партнеров Нухаева Лече Эрбиев. Правоохранительные органы не исключают, что средства, поступавшие от закупки пшеницы, а возможно, и сама пшеница могли быть отправлены на поддержку чеченских бандформирований.

Представляемые исключительно как политические, цели "диссидента" Нухаева давно и прочно обосновались в экономической плоскости. Поддержание нестабильности на Северном Кавказе позволяло и позволяет финансовым воротилам получать сверхприбыли. Но для раздувания очага военно-политической напряженности необходимы деньги. Спонсоров, готовых подбросить "дровишек", находится достаточно – подконтрольные Нухаеву организации не испытывают недостатка в средствах. Часть этих средств идет на поддержку банд в Чечне. В частности, по недавнему признанию на допросе в прокуратуре Чечни бывшего министра по делам печати Ичкерии Вахи Дадулагова, в марте 2002 г. через турецкий фонд "Хожавирт" полевой командир Руслан Гелаев получил от Нухаева финансовую помощь в размере $500 тыс.

По данным спецслужб, средства для поддержки бандформирований направлялись Нухаевым неоднократно. Так, в сентябре 2001 г. для отправки боевикам им было выделено около $25 тыс.; деньги были доставлены из Азербайджана с помощью женщин-"челночниц". В сентябре-октябре 2001 г. были выделены средства на приобретение боевиками приборов ночного видения и средств связи – спутниковых телефонов "Моторолла-Иридиум", радиостанций "Кенвуд" и "УАЕ СУ"; закупленная техника доставлялась из Азербайджана через Дагестан. В период с октября по декабрь того же года Нухаевым была профинансирована бандгруппа Магомеда по кличке "Янычар", занимающаяся диверсионно-террористической деятельностью. $20 тыс. были вручены "Янычару" через племянника Нухаева, проживающего на территории Чечни. Последний, по данным спецслужб, неоднократно отправлял денежные средства, полученные от дяди, лидерам НВФ. Он также занимался вооружением и экипировкой жителей Курчалоевского района с их последующей отправкой в бандформирования Хаттаба.

С помощью выделяемых Нухаевым средств бандитами были организованы и проведены теракты против федеральных сил и сотрудников чеченской милиции в Курчалое, а также осуществлен подрыв боевой техники в Цоцин-Юрте. Нухаев финансировал и группу "Большого Асланбека" – ликвидированного ныне полевого командира Асланбека Абдулхаджиева, которая действовала на территории Шалинского района Чечни.

По некоторой информации, находящийся нынче за рубежом Нухаев занимается очередным "политическим проектом": разрабатывает собственный проект Конституции Чечни.

Выбор читателей