Каспаров: "Человеческая раса не безнадежна"

Российский гроссмейстер выиграл первый матч турнира "Человек против машины" у Deep Junior. Человеку и компьютеру предстоит сыграть еще пять игр

Гарри Каспаров выиграл первую партию у суперкомпьютера Deep Junior. Для этого российскому гроссмейстеру, игравшему белыми, понадобилось 3 ч 40 минут. В рамках турнира "Человек против машины", который продлится до 7 февраля, шахматист сыграет еще пять партий. Кстати, он получил $500 тыс. только за то, что согласился сразиться с компьютером в Атлетическом клубе Нью-Йорка в присутствии 250 зрителей и 150 представителей прессы.

Победитель турнира получит $300 тыс., но Гарри Каспаров стремится выиграть во чтобы то ни стало не ради этих денег. Для него победа над суперкомпьютером – дело принципа: в 1997 г. россиянин уже пытался победить "думающую" машину. Тогда его соперником был Deep Blue, который мог обрабатывать 200 млн ходов в секунду. Deep Junior, в отличие от своего "старшего брата", анализирует лишь 3 млн ходов в секунду, и во время последней партии он "обдумывал" некоторые ходы по 25 минут. В то же время, новый компьютер может лучше, чем его предшественник, выбирать стратегию игры. Каспаров признался, что может одновременно анализировать только тир хода, правда, самых подходящих в каждой конкретной ситуации.

У создателей Deep Junior есть право модернизировать компьютер по ходу чемпионата: во время каждой партии машина "учится" у своего противника, отчасти перенимая его манеру игры. "Этот матч продемонстрирует, что компьютеры могут мыслить абстрактно и "думать", как и сумасшедшие люди", - считает израильский программист Шай Бушинский, один из создателей машины.

Каспаров, в свою очередь, хочет доказать, что "человеческая раса не безнадежна", и ей есть что противопоставить компьютерам, которые постоянно совершенствуются, кстати, с помощью все тех же людей. "Не хотелось бы повторения последнего матча (1997 г.), когда я выиграл первую игру, но проиграл вторую", - отметил гроссмейстер.

Разворачивается шахматная баталия, за которой через Интернет наблюдают сотни тысяч человек, на обычной шахматной доске: после каждого хода, сделанного человеком, программист считывает с переносного компьютера ответы машины и переставляет фигуры. Это импонирует нашему гроссмейстеру: "Deep Blue был в целом пиаровской акцией, а эта машина - настоящий оппонент, не прячущийся за занавеской", - отметил Каспаров.

Выбор читателей