Нехитрая мораль скандального кино

"Кен Парк" – это панегирик сексу. Как самому здоровому проявлению агрессии, как бегству от жестокой реальности семейных отношений, как наркотику, спасающему от всех жизненных тревог

Кен Парк (Ken Park)
США – Нидерланды – Франция, 2002
Режиссер: Ларри Кларк, Эд Лечмэн
В ролях: Джеймс Рэнсон, Тиффани Лимос, Стивен Джессо


Одного из сорежиссеров фильма "Кен Парк" Ларри Кларка характеризуют как вуайериста и педофила. Справедливо характеризуют, между прочим. Недавно старому маньяку исполнилось шестьдесят. Он снял четыре фильма, из которых славу принесли ему два: "Детки" и, чуть позже, "Садист".

В интервью журналу "ID" Кларк сказал: "Посмотрев "Садиста", многие люди были вне себя от злости. Сравнивая "Садиста" со всей фальшивой чепухой, снятой на ту же тему, я понимаю, почему люди так раздражаются. Но с "Кен Парком" я шагнул еще дальше. Это не пустые слова. Фильм действительно жесткий, откровенный и очень, очень мрачный".

Так-то, значит, дядюшка Кларк видит современную американскую действительность! Мы, разумеется, не можем не поверить, что в каждом сытом американце скрывается минимум маньяк или параноик. Если режиссер хотел зрителей просто позлить, то это ему удалось как нельзя лучше. Если же хотел создать альтернативу "фальшивой чепухе", мог бы быть и поосторожнее, ибо явно перегнул палку.

Впрочем, не будем слишком строги. На самом деле, "Кен Парк" немножко посерьезнее, чем вся эта американская муть про подростковый секс. К тому же в картине, как и в любой другой эффектной гиперболе, есть как минимум десятая доля правды. А этого, поверьте, мало не покажется.

"Дети из "Деток" встречают в "Кен Парке" своих родителей", – сообщает Кларк. Проблема отцов и детей волновала русских задолго до того, как вожжа попала под хвосты господам Кларку и Лечмэну. Однако если у Тургенева непотребно вели себя детки-нигилисты, то у американского режиссерского дуэта тараканы кишат в головах взрослых, одержимых сексуальными комплексами.

Фильм "Кен Парк" преподносят как "скандальный" и "откровенный" в первую очередь из-за того, что Кларк, рисуя гнусные портреты американских семей, попирает все святое, что они, бедные, с таким трудом и так долго возводили в культ. Один папаша венчается с собственной дочкой; другой по пьяни пытается сделать минет сыну; раздражительный подросток испытывает эрекцию над трупами умерщвленных им деда и бабки, а добродетельная мамочка трахается с дочкиным бойфрендом. Ну, если там у них в Визалии, штат Калифорния, и правда все так круто, то мы к ним не поедем.

Несколько обламывает то, что, пойдя на действительно серьезные провокации, которые заставляют потерять веру в святость института семьи как такового, Ларри и Эд не чуждаются и более дешевых "приманок". Например, демонстрируя на экране целую экспозицию сюжетно не обязательных пенисов.

Этот фильм не про гениев или там радикалов. Нам показывают физически здоровых представителей среднего класса, каждый из которых внешне – приличный семьянин. Дети ходят в школу, катаются на скейтах и курят травку. Взрослые живут на пособие, рожают детей, пьют пиво, смотрят телек и ни о чем не парятся. Только иногда, бывает, припрет – возьмет папа да и побьет собственного отпрыска. Или еще чего похуже. Вот и задаешься весь фильм вопросом: отчего все эти "винтики общества" такие ублюдки? Неужто правда, кризис культуры потребления? Тут поневоле антиглобалистом станешь!

По Кларку выходит, что отсутствие секса в благополучном буржуйском обществе рождает приступы неконтролируемой агрессии и делает из приличных граждан настоящих чудовищ. При этом никто не признается, что заскучал без секса – для подобных неувязок есть разные варианты объяснения: свихнуться можно, к примеру, на почве прикладной религии, собственной тупости или просто от раздражения. Затравленных подростков взрослые изо дня в день используют для удовлетворения своих эмоциональных и сексуальных потребностей. Выходов из этой глубоко сидящей в мозгах порочности, спрятанной в стенах практически каждого семейного особняка в Визалии, штат Калифорния, предлагают даже не один, а два. Первый из них демонстрируют в самом начале – но это, разумеется, решение для слабаков. Вторым выходом герои пользуются всю оставшуюся часть фильма: входят и выходят, а попросту говоря – трахаются как кролики.

"Кен Парк" – это панегирик сексу. Сексу – как самому здоровому проявлению агрессии, сексу – как бегству от жестокой реальности семейных отношений, сексу – как наркотику, спасающему от всех жизненных тревог.

Подводя итог художественным обобщениям, можно заключить, что два главных действующих персонажа фильма – пистолет и пенис. А ублюдки и опасные тунеядцы живут не только в Америке.


Смотрите в кинотеатрах с 30 января.

Выбор читателей