Страдания молодого Эминема

Дебют в кино самого крутого белого рэпера в мире, дважды окупивший бюджет в 40 с лишним миллионов в первые же недели проката. Для почитателей артиста – фурор, для остальных – тяжкое испытание

8 миля (8 mile)
США, 2002
Режиссер: Кертис Хэнсон
В ролях: Эминем, Ким Бэйсингер, Тарин Мэннинг, Мекхи Пфайфер


Наконец-то дождались, чуви! Великий Эминем в biopic'e о себе, йоу!

Для тех, кто не очень врубается, о ком речь, – это такой тридцатилетний белый мэн, который в 1996-м выпустил первый диск и спустя пару лет так окрутел, что даже в России его последний альбом разошелся тиражом более ста тысяч экземпляров. Короче, мегазвезда хип-хопа и рэпа, теперь еще и популярный актер. Практический новый Джеймс Дин и Мадонна в одном флаконе.

Тому доказательство бюджет фильма – $41 млн., да еще и снятого режиссером Хэнсоном, получившим "Оскар" за "Секреты Лос-Анджелеса", да еще и с Ким Бэйсингер в роли мамочки героя. Так что замах на "фильм поколения": миллионы потрачены на рекламную кампанию и всё такое.

Я не стану останавливаться на музыке Эминема, хотя, собственно, это лучшее, что есть в картине. Вернее сказать – что, к сожалению, там почти отсутствует. В общем и целом перед нами залп тяжелой голливудской артиллерии из пушки по воробьям. Кроме того, что Эминем сумел изобразить самого себя (кто б сомневался) и что черные рэперы дружно прифигели, услышав, что белый тоже так может, из картины можно вынести некоторые банальные мысли, составляющие моральный кодекс "американского мечтателя".

Пункт первый: будь настойчивым, много работай – и всё получится. Собственно, Эминем так и делал – в картине рассказана почти реальная история, хотя действие перенесено из Канзаса в Мичиган. Понятно почему: Детройт – огромный мегаполис, где, как известно, даун-таун целиком занят черным населением и белые на основных городских тусовках смотрятся несколько... наивно. Начинающий рэпер Эминем, плотно дружащий с черными братьями, поняв свое истинное предназначение в середине 90-х, ходил у себя на родине на аналогичные сборища, где слушают только и исключительно рэп, а иногда захаживал на местное радио и предлагал себя в качестве исполнителя. Попутно он рассылал свои "демки", и однажды случилось чудо... и т.п. – так и было в реальности. В фильме его прототип по кличке Кролик трудится при этом на автомобильном заводе, живя в вонючем трейлере с сильно опустившейся, но доброй, как все алкоголички, мамой-Бэйсингер, ее сожителем-бомжом и маленькой сестренкой.

Почему надо было делать из героя нищего работягу, тоже понятно – в среде пальцеватых черных пацанов выбиться на сцену можно, лишь противопоставив себя более-менее благополучным поющим ниггерам (прошу учесть, это слово – скорее термин, поскольку в фильме они себя иначе не называют). Богатому "снежку" сразу в тырло бы прислали, если вообще вместо рэп-тусовки не отправили на кладбище, а тут цвет кожи искупается социальным положением. Типа – тоже пролетарий, хоть и рожей не вышел.

То есть перед нами история выживания белых изгоев в черной Америке, со всеми соответствующими пафосными поворотами сюжета. И больно бьют нашего мальчика, ездящего на старом рыдване, цветные бандюки на навороченных джипах (кстати, по картинке фильма очень ясно видно, откуда идет мода, которую исповедуют до сих под русские "братки": раньше это были золотые цепи и малиновые пиджаки, теперь – кожаный черный прикид), и довольно успешно пытаются оттрахать его почти любимую девушку, и обманывают Кролика всячески, не давая ходу и пользуясь доверчивостью "творца". Как вы понимаете, все перипетии нашему герою только придают силушки, он и сам по характеру жуткий задира. А всё потому, что у него есть БАМ (большая американская мечта).

Пункт второй: всегда заступайся за маму, будь настоящим мужиком, дорожи друзьями, невзирая на расовые различия, и иди Своим Путем (СП). Этому сюжету отдано примерно 70% экранного времени. Бесконечные тупые разговоры с "чисто пацанами", пьянки, марихуана, быстрый секс у штамповочного станка с первой же подвернувшейся телкой, которая "верит, что всё получится", разборки с маминым хахалем и нежная любовь к сестренке. Чтобы, значит, сформировать у зрителя положительный образ (и толково потратить те самые миллионы бюджета). Никакой лишней рефлексии, минимум юмора – реализм, синема веритэ по-американски. Плакать с тоски хочется.

Съемки задворок столицы автомобилестрония США и впрямь высокохудожественные. Просыпаясь время от времени, можно даже уловить пафос послания номер три: в Детройте очень много нежилых зданий, которые нужно сносить, потому что там грабят и насилуют. Друзья-рэперы помогают полиции, поджигая один из таких заброшенных домов и чуть было не хороня в нем доброго Кролика.

И, наконец, пункт четыре: в решающий момент, как бы до этого ни складывались обстоятельства, настоящий американский герой (НАГ) собирается и побеждает всех врагов силой своего несокрушимого духа.

В русской версии картины для усиления этого пункта применен нестандартный ход: одновременно дубляж и титры. То есть говорят персонажи по-русски (следовательно, в речи вычищены все почти обсценные обороты, фильм-то по сути детский), а читают свои вирши, где слово motherfucker – самое нежное, натурально по-английски. Но поскольку большинство зрителей не понимает рэперские скороговорки, часть наиболее сильных оборотов вообще остается без перевода. Дескать, кому надо – и так поймет. А и впрямь – как-то не вяжется с героизмом чудовищный сленг обитателей негритянского дна.

Так вот обстоит дело с сюжетом. Что же касается чисто кинематографической составляющей фильма (отвлекаясь от харизмы любимца публики Эминема), на мой взгляд, это один из худших, самых беспомощных и мертворожденных голливудских проектов за последние годы, которые довелось видеть.

Все мои ожидания были безжалостно растоптаны. Музыки почти нет – какие-то жалкие обрывки. Фабула даже для умственно отсталых поклонников музыканта покажется слишком приторной. Игра актеров не поддается критике – стандартно-никакая, ни один образ, кроме НАГ'а, запомнить не представляется возможным. Середина фильма провалена неудобопонятной полулюбовной линией, абсолютно ничем в результате не заканчивающейся.

Финал, где герой одержимый БАМ'ом торжественно декларирует друзьям, что идет СП, ничего, кроме вздоха облегчения, что эта бессмысленная агитка наконец закончилась, не вызывает.

Сложно сказать, зачем такое кино вообще делается. У этого музыканта и так промоушен – дальше ехать некуда. Играл он себя, любимого, так что об актерской карьере пока можно забыть. Драматургия в "8 миле" такая, что любой клип того же Эминема даст сто очков вперед. Остается одно-единственное предположение: в кино, вложив в производство миллион, можно через полгода получить десять. Деньги всем нужны – как говорят в шоу-бизнесе, слишком богатых людей не бывает. А пойдут ли поглядеть на суперзвезду рэпа в кино – вопрос риторический. На первый раз.

Других объяснений у меня нет. Кому интересно проверить догадку и выдвинуть собственную, милости прошу: НАГ идет СП за БАМ в Москве с 5 марта.

Выбор читателей