Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Заседание началось в 18:36 по московскому времени. Франсуа Фаль, министр иностранных дел Гвинеи, представляет учатников заседания. Он просит представителей Ирака занять свои места. Свои места занимают также Ханс Бликс и Моххамед аль-Барадеи.
Начинается доклад Ханса Бликса, главы инспекции ООН В Ираке. "Это первый мой доклад, который проводит итоги трех месяцев инспеций", - говорит господин Бликс. "Мы столкнулись со значительными проблемами в ходе инспекций. Изначально иракские власти чинили нам препятствия, но в дальнейшем они были преодолены. Мы признательны всем странам, которые предоставили нам необходимые технические средства. Мы считаем, что Ирак должен предоставлять больше информации.
Некоторое время назад нам были переданы важные документы, которые касались разработок оружия массового поражения. К сожалению, не все необходимые документы были предоставлены нам вовремя. В последнее время Ирак позволил нам общаться с людьми, которые участвовали в производстве химического и биологического оружия, и теми, кто занимался его уничтожением. Нам была предоставлена возможность встречаться с иракскими учеными в тех местах, где они чувствовали себя в безопасности и могли быть откровенными.
Раньше Ирак отвергал все обвинения в производстве оружия массового поражения, в частности, в том, что имеются необходимые устройства для производства спор сибирской язвы и других веществ, использующихся для производства оружия массового поражения. Не исключено, что существуют подземные конструкции, где действительно производились разработки. Но мы ничего такого не нашли.
Я выступаю за увеличение числа инспекторов в стране. Насчет ракет "Ас-Самуд-2": их максимальная дальность превышает дозволенную. Ирак это признал. Свыше 30 из 120 существующих ракет уничтожены, и я надеюсь, оно будет продолжено в дальнейшем. Мы изучаем людей и объекты, связанне с производством этих ракет, интересуемся также другими ракетами, которые есть в арсенале Ирака. В последнее время Ирак сделал серьезные шаги навстречу инспекторам, мы оцениваем действия Багдада по достоинству. Хусейн сообщил, что у него есть бомбы R-400, в которых могут быть химические вещества. Ирак сам их задекларировал. Иракская сторона сообщила об уничтожении спор сибирской язвы, но мы не знаем, сколько их всего было произведено. Мы хотим, чтобы нам это сообщили.
Ирак все больше и больше идет нам навстречу. Хускейн согласился на инспектирование своей территории с помощью вертолетов и самолетов-разведчиков. Нельзя сказать, чтобы Ирак немедленно согласился на сотрудничество, но он идет к нам навстречу. Мы работаем на основе резолюций N1244 и 1441, то есть следим за разоружением. ЮНМОВМК готов предоставит всю информацию о ходе инспекции уже в этом месяце.
В ближайшее время ЮНМОВИК обозначит очередные моменты ключевых требований к Ираку. Мы рассекретили все данные, полученные нами ранее, и готовы предоставить их членам СБ ООН. Иракские документы содержат много информации о разработке и уничтожении оружия массового поражения до 1999 года. После этого инспекции были прерваны и возобновлены только в конце прошлого года".
Бликс подводит итог своей речи: "Главное политическое содержание этих данных в том, что инспекторы способны выполнять свои функции, и Ирак все больше идет к им навстречу".
Слово берет Мохаммед аль-Барадеи. "Главное – ответить на вопрос, готов ли Ирак продолжить сотрудничество. На большинстве производственных объектов мы выяснили, что их технические возможности сильно снизились, и там нет необходимого оборудования для производства ядерного оружия. Ирак не способен возобновить производство своей ядерной программы, т.к. его технический потенциал упал.
Мы занимаемся не только промышленными объектами, мы общаемся с иракскими учеными даже в тех случаях, когда условия не соответствовали нашим пожеланиям. Раньше иракские власти настаивали на том, чтобы интервью с учеными происходили только в присутствии официальных лиц и записывались на пленку. Теперь эти условия отменены.
В ближайшем будущем мы постараемся добиться разрешения интервьюировать ученых за пределами страны. Мы изучаем возможность Ирака приобретать обогащенный уран. Хочется уточнить, что МАГАТЭ провело тщательное исследования других компонентов, которые могли использоваться для атомной программы: алюминиевых труб и т.д. Ирак не предоставил необходимых документов, чтобы исследовать его ракетную программу.
Мы считаем, что приобретение алюминиевых труб могло свидетельствовать о том, что Ирак хотел восстановить ядерную программу. Важно то, что приобретение элементов не связано с разработками центрифуги, которая могла помочь производить запрещенное оружие. Иракские попытки возобновить ракетную программу не представляют серьезной опасности. Мы продолжаем проводить инспекции, связанные с ракетной и ядерной программой, проводим исследования в области сверхсильных магнитов.
Что касается сверхсильных магнитов, мы считаем, что у Ирака была возможность их производить. Ирак в последнее время пытался приобрести уран. Мы исследуем документы, которые свидетельствуют о действиях подобного рода. В феврале 1999 г. иракские официальные лица ездили в Нигерию, оттуда Ирак и вывозил уран. Документы о сделках не являются подлинными. Налицо тот факт, что Ирак продолжает действия для возобновления программы. Приобретается уран (сообщают некоторые страны). МАГАТЭ продолжит расследования по всем обвинения в адрес Ирака.
Нет никаких прямых свидетельств того, что Ирак готов дальше развивать ядерную программу, не обнаружено никаких подозрительных объектов. Нет свидетельств об импорте урана и алюминиевых труб. О разработке сверхсильных магнитов также нет достоверных сведений. За три месяца инспекции мы ничего особенно не нашли. Мы будем продолжать наши инспекции в будущем. Хочется отметить, что в последние три недели Ирак усилил сотрудничество. Надеемся, что это продолжится в дальнейшем.
Мы уверены, что в дальнейшем инспекции будут не мене эффективны и выступаем за их продолжение".
Слово предоставлено министру иностранных дел Германии Йошке Фишеру. Фишер напоминает о том, что задача мирового сообщества – полное разоружение Ирака. На это была нацелена резолюция. Сотрудничество Ирака, которое долгое время не отвечало необходимому уровню, наконец-то достигнуто. Багдад сам рассказал о программе производства ракет, дальность которых превышала ограничения, установленные ООН. Сейчас эти ракеты уничтожаются. В деле проверок наступил прогресс. Есть прогресс и инспекции производства химического и биологического оружия. Кстати, СБ ООН предоставлен меморандум, в котором указано о расширении и ускорении проверок. Для обсуждения временных рамок проверок нужно больше информации, а уже потом можно будет делать выводы.
Мы не видим необходимости в принятии второй резолюции по Ираку. Резолюция 1441 соответствует сложившейся ситуации. Начало военных действий может привести к катастрофическим последствиям. Мирные средства еще далеко не исчерпаны.
Разоружение военным путем не принесет большей стабильности в регионе, это только усилит международный терроризм. Мы должны разоружить Ирак мирными средствами, у нас есть для этого необходимый инструмент в виде ранее принятых резолюций".
Начинает выступление министр иностранных дел Сирии Фаррук а-Ишшара. "Мы собрались здесь для обсуждения иракского вопроса. Недавно были начаты инспекции, и с тех пор есть значительный прогресс. Хотелось бы сказать, что война на Ближнем Востоке будет иметь серьезные последствия для всего региона. Лига арабских государств против войны. Греция также выступает против. В антивоенном движении есть сплоченность.
Инспекции должны продолжаться, инспекторы работают успешно. Хочется отметить, что значительная часть мирового сообщества против войны. Ирак должен быть разоружен мирным путем. Санкций, которые наложены на Ирак, вполне достаточно. Я говорю от лица всех мусульман.
Основная цель в том, чтобы добиться сохранения мира и предотвратить войну. Начало войны – проявление вопиющей международной несправедливости. Результаты инспекции показывают значительный прогресс на пути разоружения Ирака. Нет пока свидетельств нарушения Ираком своих международных обязательств. Нет смысла принмать новые резолюции.
Настоящая ирония заключается в том. Что Ирак хотят разоружить военном путем, когда как инспекторы не нашли никакого запрещенного оружия. Какой тогда смысл в силовой акции? какие цели мы действительно преследуем? Мы хотим обратить внимание на то, что начало войны в Ираке отвлечет внимание общественности от палестинской проблемы. Мы уверены, что ООН выступит за то, чтобы проблема была разрешена мирным путем".
Слово берет министр иностранных дел Мексики Луис Эрнесто Дербес. "Мексика исходит из того, что должны быть выслушаны все мнения по иракской проблеме. Главное – единство ООН. Страна сожалеет, что режим Багдада долгое время не сотрудничал с международной инспекцией. Нужно предпринять шаги, которые убедят мир в том, что Ирак хочет быть вооружен. ООН была учреждена, чтобы мировое сообщество принимало коллективные действия для поддержания безопасности на Земле. Мексика выступала и выступает за принятие единых решений по проблеме разоружения Ирака. Это касается дипломатической стороны проблемы. В то же время Мексика готова рассмотреть и силовые пути решения проблемы. Нужно убедиться в том, что оружие уничтожено. Мы считаем, что Ирак недостаточно активно сотрудничает с ООН. Мексика требует от Багдада повышение уровня сотрудничества. Мексика считает, что любые действия должны производиться только при согласии ООН".
Слово берет Колин Пауэлл, госсекретарь США. "Когда как Ирак решил идти на встречу мировому сообществу, возникает вопрос, сколько времени и средств должно быть вложено в продолжение инспекции, как оценить эффективность инспекции? Если Ирак действительно хочет сотрудничать и разоружаться, мне бы хотелось занять осторожную позицию. Я не уверен, что ирак прислушался к голосу международного сообщества, хотя и вижу, что прогресс есть. Сохраняется некоторое недопонимание, Ирак ставит препятствия на пути инспекторов.
Мы знаем, что есть подземные объекты, где готовят оружие массового поражения. Мы считаем, что Ирак должен сам показать нам запрещенное оружие. Я не верю, что Ирак добровольно пошел на сотрудничество. Мы рады, что Ирак уничтожает ракеты "Самуд-2", но не знаем, сколько всего у Ирака ракет. Я считаю, что нет достаточного сотрудничества. Мы ожидали, что сотрудничество будет добровольным, а не только перед лицом военной угрозы.
Мы знаем, что Ирак хотел покупать алюминиевые трубы, мы можем заявить, что эти трубы использовались или могли использоваться для строительства корпусов ракет. Нельзя снова начать доверять Ираку, после того как эта страна 12 лет всех обманывала. По нашим сведениям, у Ирака есть запрещенное оружие. У Ирака также есть бомбы R-400. Часть их была уничтожена, но еще много осталось. Ирак не предоставил нам исчерпывающей информации о них. Ирак мог давно добровольно все сообщить о бомбах, но не сделал этого.
Если бы Ирак хотел разоружиться, он бы выполнял все требования ООН гораздо активнее. Багдад отвечает нам только обещаниями. Мы считаем, что никаких серьезных изменений не произошло, и инспекторы недостаточно эффективно выполняют свою работу. Мне жаль, но я считаю, что нет смысла продолжать инспекцию. Нужно принять силовые меры для разоружения Багдада. Мы не должны снижать давление на иракский режим. Не стоит забывать о страданиях иракского народа при режиме Саддама Хусейна. Мы должны принять окончательное решение.
Мы считаем, что новая резолюция должна быть принята, и только на основании ее можно достичь полного разоружения Хусейна".
Выступает министр иностранных дел России Игорь Иванов. "Благодаря давлению на Багдад, в том числе благодаря наращиванию военного присутствия, удалось добиться прогресса. Сейчас в Ираке усиленный режим инспекций. В ходе инспекция активно используются вертолеты и самолеты. в целом уровень сотрудничесва в корне отличается от того. что был при прежней комиссии ООН. При собеседовании с учеными, конечно, есть проблемы, нужно это организовать без свидетелей, мы этого добиваемся. Появились качественные сдвиги в решении конкретных задач. ликвидируется запрещенное воооружени, например, ракеты "Ас-Самуд-2", и 122-мм снаряды, которые могут нести химические вещества. Инспекторам также передали обломки R-400 и ряд новых документов. Все это реальные факты. Важно, что шаги к сотрудничеству сделаны, они открывают путь к решению остающихся проблем. Это принципиально важно.
Хочу обратить внимание на еще один момент, именно, на создание долгосрочного мониторинга ситуации в Ираке, которая может гарантировать, что оружия массового поражения не будет и в будущем. Давайте будем продолжать пусть нелегкую, но важную миссию на Ближнем Востоке. Это поможет обеспечению международной стабильности. Сейчас нужны не новые резолюции, а активная поддержка инспекторов по выполнению имеющихся решений. Россия выступает за продолжение инспекционной деятельности. Уважаемые коллеги! Все мы стоим перед непростым выбором. В ходе наших дискуссий высказываются разные точки зрения, мы разделяем общие ценности, и только действуя солидарно, можем противостоять глобальным угрозам и вызовам. Благодарю за внимание".
Министр иностранных дел Франции, Доминик де Вильпен: "Хусейн повысил уровень сотрудничества с инспекторами. Это - соответсвтвие постулатам резолюции 1441. Война - крайняя мера решения проблемы, пока еще не исчерпаны дипломатические пути. Важная информация получена в области химического и биологического оружия. Мсье аль-Барадеи привел пример того, что Ирак уничтожает ракеты, не разрешенные резолюцией. Угроза от Ирака значительно ниже, чем в 1999 году. Это достигнуто благодаря действию инспекторов. США и Англия не довольны полученной информацией. Они утверждают, что проверки не могут идти бесконечно.
Франция предлагает: 1. Инспекторы продолжают работу. 2. Каждые три недели они делают доклад. Если ввести ограничения на срок работы инспекторов, это станет поводом к началу войны. давайте рассмотрим возможные последствия... Франция считает недопустимым принятие жесткой резолиции. После Ирака будет Северная Корея? Этого допустить нельзя ни в коем случае! Нельзя допустить, чтобы применение силы было узаконено!
Проблема свержения Хусейна вообще не прописана в резолюции 1441, а создание демократии силовым путем не имеет смысла, т.к. ведет к созданию марионеточных режимов. Весь мир помнит 11 сентября. Мы хотим, чтобы в мире было больше демократии, устройство мира было более справедливым. Перед лицом серьезной угрозы не бывает серьезного ответа. Ближневосточный кризис – вызов всей системе безопасности мира. Нужно, чтобы появилось доверие различных наций. Каждый голосующий по новой резолюции должен оценивать всю серьезность проблемы".
Слово у министра иностранных дел Китая, Тан Цзясюаня. Он верит в то, что есть возможность дипломатического решения. Для этого нужно воплотить в жизнь все существующие резолюции. Пусть у инспекции в Ираке есть проблемы, но результаты инспекции говорят о том, что дух и буква резолюции 1441 реализуются.
"Нам сейчас нужны и мудрость, и терпение. Мы верим, что СБ ОООН должен продолжать инспекции в Ираке. Мы также должны потребовать у Ирака, что он должен сотрудничать с инспекцией в полной мере. Мы не хотим принятия новой резолюции, особенно той, что предполагает применения силы. Он заслуживает мира, как и другие страны. По мнению других стран-членов ООН, проблему нужно решать мирным путем. Это ясное требование большинства стран мирового сообщества. Китай призывает ООН со всей ответственностью рассмотреть этот вопрос".
Министр иностранных дел Чили, Мария Соледад Альвеар: "С точки зрения моей страны, необходимо достичь консенсуса, как разоружить Ирак. Доклады инспекторов содержат детальные данные о проделанной работе. Уровень сотрудничества с международной инспекцией неполон. Это касается и уничтожения баллистических ракет. Мы настаиваем на том, что разоружение Ирака должно быть проведено в максимально краткие сроки. Ранее принятые резолюции должны быть выполнены. мы сделали почти все для того, чтобы решить проблему мирным путем, и стоим перед решающим моментом. Мы призываем ООН проявить единство. Инспекции должны быть интенсивнее, но им должен быть положен временной предел. Рано или поздно все возможности будут исчерпаны. Коллективная ответственность за принятые решения крайне велика".
Министр иностранных дел Испании Ана Паласио: "Это заседание может иметь самые серьезные последствия для безопасности мира. Я ожидала только одной фразы в докладе инспекторов: "Ирак сделал все, чтобы выполнить требования инспекторов". Но этой фразы не было. Главная цель сегодняшнего обсуждения - принять конкретное решение. У Ирака было оружие массового поражения, потому что страну возглавлял Саддам Хусейн. Сколько это может продолжаться? Режим пошел на сотрудничество только под давлением. Сами инспекторы говорят об этом: давление необходимо.
СБ должен ясно дать понять, что Ирак должен полностью избавиться от оружия массового поражения".
Слово предоставлено министру иностранных дел Великобритании Джеку Стро. "Ираку был предоставлен серьезный шанс разоружиться. Никто не подтвердил то, что Ирак полностью и безусловно выполнил положения резолюции ООН. Отчет инспекторов далеко неубедителен, хотя я хочу поблагодорить доктора Бликса за опубликование документов. Ирак уже 20 лет нарушает все резолюции. Только угроза применеия насильственных мер по разоружению заставила его пойти навстречу инспекторам. Что касается собеседований с учеными, Ирак не сделал ничего для того, чтобы инспекторы смогли все выяснить. Иракский режим заведомо сделал все, чтобы запугать специалистов. У Саддама Хусейна есть, что прятать.
Давать Ираку отсрочку - значит давать ему возможность производить оружие массового поражения. СБ ООН больше не может опираться на резолюцию 1441. Нужно принять новую, чтобы она определяла четкие сроки и последствия отказа от сотрудничества. У Хусейна не было реального желания сотрудничать с инспекторами. Сейчас он вроде бы согласился на это. Что же изменилось на самом деле? Он просто испугался силовой угрозы, и начал с нами сотрудничать.
Доктор Бликс сам признал, что только давление заставило Ирак сотрудничать. Это не наше решение - начинать военные действия проив Ирака. Это решил Хусейн, и он во всем виноват. Ираку не нужны доклады инспекторов. Режим Хусейна и так все прекрасно знает о своем оружии массового поражения. Он прекрасно знает, что будет, если он не захочет разоружаться. Ирак сам на это идет.
Сила не должна применяться автоматически. Мы не хотим, чтобы в ближайшие дни инспекторы бросили свою работу. Мы хотим, чтобы иракский режим был озакомлен с предположительными сроками и последствиями, которые наступят в том случае, если Ирак откажется сотрудничать. Конечно, мы выступаем за мирный путь решения".
Всем участникам раздаются проекты новой резолюции.
Американский политик настроен твердо