Война в Ираке отодвинет Россию на третьи роли

После войны Россия останется в Ираке только на вторых или третьих ролях. А падение цен на нефть приведет к существенному сокращению бюджетных доходов и инвестиций

Что ожидает мировую и российскую экономику после войны в Ираке? Каким будет расклад сил на политической арене? С самого начала боевых действий на Ближнем Востоке "Yтро" задает эти вопросы ведущим отечественным аналитикам и экспертам. Сегодня на них отвечает начальник аналитического управления инвестиционного департамента банка "Зенит" Сергей Суверов.

"Yтро": С момента начала военный действий в Ираке мировые рынки демонстрируют крайнюю нестабильность. И цены на нефть, и показатели фондовых рынков скачут то вверх, то вниз. Чем, на ваш взгляд, это объясняется?

Сергей Суверов: Я думаю, что такие колебания связаны с информацией о ходе военных действий. Как только появляются сведения о вероятности блицкрига или победоносной, достаточно быстрой войны с безболезненным захватом нефтяных скважин без повреждения инфраструктуры, мировые фондовые рынки растут. Но российский рынок больше ориентируется на нефтяные цены, чем на мировые рынки.

"Y": И как отразится эта война на российской экономике?

С.С.: Большинство экспертов считает, что последствия падения цен на нефть будут очень негативны для российской экономики. Прежде всего, потому что упадут бюджетные доходы. Правда, финансовый резерв спасет нас от неблагополучных последствий расходов по погашению внешнего долга. Но, тем не менее, это сократит возможности планирования расходов федерального бюджета, финансирования социальных программ. В частности, могут быть снижены возможности по инвестициям в российскую экономику. Также сократятся возможности отечественных нефтяных компаний "производить" инвестиции. Во-вторых, российские нефтяные компании имели свои интересы в Ираке, теперь преимущество разработки месторождений получат не они, а британские и американские фирмы. Тем российским компаниям, которые имеют деловые отношения с западными, может достаться роль субподрядчиков. Но в любом случае Россия останется в Ираке только на вторых или третьих ролях. И, наконец, российские нефтяные компании большое внимание уделяли расширению экспорта, в частности, в Америку. Теперь же Мурманский проект находится под угрозой срыва, потому что после войны американцы больше внимания будут уделят поставкам из Ирака. Россия тоже, может быть, будет использована, но не для базовых поставок, а только с целью их диверсификации. Все это повлияет на российский фондовый рынок, который, на мой взгляд, будет какое-то время находиться в нисходящем тренде.

"Y": На первое место вы поставили снижение бюджетных доходов, но ведь сейчас как раз много говорят о чрезмерной зависимости России от сырьевого сектора и о том, что определенное снижение нефтяных цен, наоборот, может стимулировать развитие перерабатывающей промышленности.

С.С.: Сокращение бюджета отразится на всех отраслях. И вряд ли падение акций нефтяных компаний будет способствовать повышению спроса на акции компаний обрабатывающей промышленности. А вот отечественные нефтяники как раз могли бы инвестировать в перерабатывающие отрасли. Дело в том, что проблема обрабатывающих предприятий состоит не столько в отсутствии инвестиций, сколько в плохом уровне менеджмента.

"Y": А уменьшение инвестиций в сырьевой сектор не будет способствовать оттоку специалистов в перерабатывающую промышленность?

С.С.: Если общий бюджет уменьшится, зарплаты в сырьевых отраслях все равно будут больше, и в перерабатывающую промышленность высококвалифицированные менеджеры не пойдут. Но при этом нефтяные предприятия потеряют значительную часть доходов и не смогут осуществлять вложения в обрабатывающую промышленность.

"Y": Каковы ваши прогнозы относительно судьбы доллара на мировом валютном рынке на краткосрочную и среднесрочную перспективу?

С.С.: Здесь все зависит от того, как будет разворачиваться ситуация в Ираке. Если война окажется быстрой и без значительных разрушений, доллар, несомненно, укрепит свои позиции и займет лидирующее положение по отношению к евро и японской йене. Если боевые действия затянутся и принесут существенный ущерб нефтяной инфраструктуре Ирака, это может весьма негативно сказаться на американской экономике.

"Y": На ваш взгляд, война в Ираке поможет США закрепиться в статусе единственной сверхдержавы?

С.С.: Фактически они уже это сделали, когда демонстративно проигнорировали мнение ООН и, не дожидаясь санкции Совета Безопасности, развязали войну. Другое дело, что такая позиция имеет и уязвимые места. Попытки навязать всему миру свою волю могут вызвать резкое сопротивление со стороны мировой общественности, хотя на уровне государств особый статус Америки будет признан. Тут многое зависит от того, надут ли американцы в Ираке оружие массового поражения, или нет. Если не найдут, в глазах общественности Штаты будут выступать как захватчик и агрессор. Если же найдут, общественное мнение может быть достаточно благосклонно к США.

"Y": Как отразятся события в Ираке на европейской экономике?

С.С.: На мой взгляд, на Европе война в Ираке практически не отразится. Возможно, даже ее последствия на европейской экономике скажутся положительным образом за счет снижения цен на нефть. Ведь Европа один из основных покупателей "черного золота".

Выбор читателей