Последние из англичан

Единственная из ныне действующих британских рок-легенд, группа Jethro Tull до сих пор ни разу не выступала в Москве. Агентство Green Wave International исправит эту историческую несправедливость

Новостью номер один для всех российских поклонников британского "классического" рока стало известие о грядущих концертах в Москве и Питере легендарных Jethro Tull – великой английской группы с 35-летней историей, которую можно смело причислить к символической пятерке самых новаторских коллективов мира, наряду с The Beatles, Led Zeppelin, Pink Floyd и Genesis.

Jethro Tull – уникальная английская команда, которая вот уже треть века экспериментирует на стыке арт- и хард-рока, джаза и традиционного английского фолка. За свою историю коллектив записал 30 пластинок, в записи которых участвовали в общей сложности девяносто талантливейших английских (и не только) музыкантов. Состав группы неоднократно менялся, однако неизменной оставалась фигура лидера – Яна Андерсона, заслуженно считающегося не только лучшим флейтистом в рок-музыке, но и одним из самых талантливых мультиинструменталистов в музыкальном мире (помимо флейты, Андерсон превосходно владеет целым рядом других инструментов, не говоря уже о самобытном вокале).

Изначально полупрофессиональная блэкпульская группа носила название John Evan Band, однако смены состава привели к тому, что ее лидером (и основным автором композиций) стал Андерсон. Приняв в качестве названия имя английского ученого-аграрника, жившего около 200 лет назад, обновленный коллектив (датой образования которого считается 20 декабря 1967 года) начинает свое восхождение к славе. Первый успех не заставил себя долго ждать: уже весной 1968 г. ансамбль успешно дебютировал на Виндзорском фестивале джаза. Критики охарактеризовали его как восходящую звезду арт-рока, а продюсеры компании "Island" предложили Андерсону подписать контракт на три года. Первый альбом "This was Jethro Tull" – единственный, в котором преобладает блюзовое начало. Уже на второй пластинке ("Stand Up!") Jethro Tull обретает свое нынешнее творческое лицо – арт-хард-рок с заметным влиянием менестрельских средневековых баллад. Тогда в состав группы вошел гитарист Мартин Барре, который играет в ней и сегодня.

Новизна и необычность новой группы вскоре принесли ей культовый статус. Семидесятые были очень успешными для Jethro Tull: публика с неизменным интересом встречала практически все их альбомы, а такие работы как "Aqualung" (’71) "Thick as a Brick" (’72), "Minstrel in a Gallery" (’75), "Heavy Horses" (’78), "A" (80) навсегда вписаны в "золотой фонд" мировой рок-музыки. От альбома к альбому композиции становились все более сложными и глубокими, и многочисленные поклонники Jethro Tull с удовольствием отмечали высочайшее качество музыкального материала.

Засилье диско и синтетической музыки "новой волны" в 80-е почти не повлияло на уникальный творческий почерк Jethro Tull: с моей точки зрения, лишь два альбома ("Under Wraps" (’84) и сольник "Walk Into Light" (’83)) неинтересны из-за перегруженности новыми технологиями. Однако даже здесь Андерсон не свалился в рок-попсу, подобно Yes или Genesis; уже следующий альбом "Crest of a Knave" (’87) не только продемонстрировал поклонникам иное звучание обновленного коллектива, но и был удостоен премии "Грэмми" в номинации... "лучшая группа Hard-n-Heavy". Пластинку же "Rock Island" (’89) благодаря временному кризису перепроизводства оптического полистирола в буржуинстве (Германии в частности) наши меломаны в течение довольно долгого времени могли "нарыть" на развалах "Горбушки" практически по цене болгарской "перепечатки". Альбом великолепен, из десяти композиций восемь "ложатся на слух" с первого раза...

С течением времени музыкальные стили и имена сменяли друг друга. И только Ян Андерсон с упорством старенького паровоза (вспомните "Locomotive Breath"!) продолжал двигаться в выбранном однажды направлении. В итоге стабильность курса стала залогом и стабильного интереса к группе на протяжении всех 35 лет. Хотя темпы "нарезки пластмассы" в 90-е группа несколько снизила, все последние альбомы Jethro Tull и сольники Андерсона также являют собой высококлассные арт-роковые программы с изумительной музыкой, подражать которой до сих пор никто не брался.

Кроме того, Jethro Tull – едва ли не единственная ныне действующая британская рок-легенда, до сих пор ни разу не выступавшая в Москве. Агентство Green Wave International намерено исправить эту историческую несправедливость.


Москва, ДК им. Горбунова, 11-12 апреля,
Санкт-Петербург, ДК Ленсовета, 13 апреля.

Выбор читателей