Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Поводом для заявления столичного градоначальника, которое озвучил его пресс-секретарь Сергей Цой, стал якобы хлынувший в последнее время вал обращений от москвичей, жалующихся на невозможность дозвониться на "мобильники", а также на постоянные обрывы связи. В заявлении говорится: "Уровень работы московских операторов вызывает возмущение, поскольку они не выполняют элементарные лицензионные обязательства". Однако мэрия "не позволит владельцам сотовых компаний залезать в карман москвичей" и намерена обратиться в Минсвязи и другие федеральные службы, чтобы заставить операторов всерьез заняться улучшением своей технической базы и установить дополнительные ретрансляторы.
В заявлении мэра отмечается, в частности, что "связь прерывается даже в центре города". На самом же деле, как раз в центре достаточно стабильную связь обеспечивают все три ведущие компании, тогда как на окраинах действительно существуют серьезные проблемы.
Гнев Юрия Михайловича, хотя и несколько удивляет своей силой и внезапностью, возник, в общем-то, не на голой почве. Развитие материальной базы, обеспечивающей мобильную связь, не поспевает за резким ростом числа абонентов. Стоит ли удивляться участившимся сбоям в сотовых сетях, если в прошлом году прирост клиентуры в Москве и Московской области составил 78%. К началу марта с.г. общее число абонентов в столичном регионе достигло уже 8 млн. (а в целом по России – 20,5 млн., только за февраль увеличившись на 6%).
Есть, однако, и другие серьезные причины, по которым мобильные граждане оказываются недосягаемыми. Из-за устаревшего оборудования Московской городской телефонной сети (МГТС) прохождение через стык городских и сотовых сетей напоминает порой притчу о верблюде и угольном ушке. Абонент просто не может пробиться через "восьмерку" для выхода в федеральную сеть. Каналы, выделяемые МГТС и "Ростелекомом" для связи с сотовыми сетями, явно недостаточны. На это не перестают жаловаться, например, в компании "ВымпелКом". И то правда: дозвониться в "прайм-тайм" на ее федеральные номера с городского телефона или "мобильника" конкурирующей фирмы бывает архисложно. Головная боль, приобретаемая на извилистых межсетевых маршрутах, заслуживает отдельного упоминания. К тому же, простым арифметическим действием нетрудно подсчитать, что если внутри каждой из сетей вероятность успешного соединения равна, скажем, 95%, то вероятность успеха при вызове из одной сети в другую (без учета сбоев оператора-посредника) составляет уже 90,25%.
Цифра 95% взята нами не случайно. Эмоции уставшего нажимать кнопки гражданина в дело не подошьешь – для санкций против сотового оператора нужны более веские, сиречь представимые сухой цифирью, основания. Таковыми могут, очевидно, служить лишь нарушения стандартов Госсвязьнадзора. Между тем, что касается стандартного качества связи, то здесь требование фактически лишь одно – доля успешных соединений и звонков без обрыва связи должна быть не ниже 95%. Но данная норма заложена собственно в технические характеристики оборудования GSM, и ее нарушение внутри одной сети может быть, по словам специалистов, только локальным; по всей же сети в целом – это какая-то совсем уж экстремальная ситуация. Элементарный подсчет опять же показывает, что, если в 10 городских районах в течение суток было сделано равное количество звонков, половина из коих выпала на "прайм-тайм", причем в 9 районах связь оставалась идеальной все время, а, к примеру, в Орехово-Кокосово – только в "обычные" часы и полностью вырубилась при пиковых нагрузках, то интересующий нас показатель как раз составит заветные 95%. Отчего жителям несчастливого района, разумеется, не легче.
Все три московских лидера сотовой связи рапортуют, что указанное выше требование Госсвязьнадзора ими свято соблюдается. Так, по утверждениям "ВымпелКома", показатель успешных соединений составляет у них более 97% от общего числа вызовов, а показатель звонков без обрыва связи – около 99%. В компании "МегаФон" уверяют, что доля успешных соединений при исходящих звонках их абонентов достигает 99%. Похожие цифры называют и в МТС (97-98%).
В Госсвязьнадзоре не имеют сейчас особых претензий к столичным операторам и отказываются комментировать возможные причины резкого выступления Лужкова. (Последний раз крупную проверку работы сотовых сетей организация проводила осенью прошлого года, однако выявленные тогда нарушения касались в основном заползаний на чужие частоты.) Сам же Юрий Михайлович не пояснил, что это за "элементарные лицензионные обязательства", которыми манкируют сотовые компании. По логике вещей, за такое нужно, а главное, юридически можно лицензии отбирать – но, повторимся, оперируя задокументированной цифирью, а не "письмами трудящихся".
Ряд экспертов объясняют заявление мэра обострением конкурентной борьбы на столичном рынке сотовой связи и даже называют направление главного удара – "ВыпмелКом", владельцы которого не имеют, в отличие от МТС и "МегаФона", тесных отношений, соответственно, ни с городскими властями, ни с руководством Министерства связи. Зримых подтверждений этой версии пока нет. В то же время все без исключения сотовые компании отнеслись к критике градоначальника очень серьезно и, в свою очередь, поспешили выступить с заявлениями. Их общий смысл сводится к следующему: "Мы работаем хорошо, хотя объективные проблемы есть, и готовы всячески взаимодействовать с московскими властями, чтобы работать еще лучше". Так, в МТС подчеркивают "солидарность с правительством Москвы в том, что потребители должны получать за свои деньги качественные услуги". В "ВымпелКоме", отмечая возможность локальных перегрузок в сетях, тоже согласны, что "всем операторам еще есть над чем поработать".
При этом нельзя сказать, что сегодня сотовые компании сидят и в ус не дуют. МТС имеет сейчас в Москве и Московской области приблизительно 1800 базовых станций и каждый месяц вводит в строй порядка 50 новых; у "ВымпелКома" – 1900 станций и ежемесячно устанавливается около 80 новых. С учетом прогнозируемого снижения в столичном регионе темпов прироста числа новых абонентов этого уже может оказаться достаточно для решения в скором времени операторами своих внутренних проблем по обеспечению качества связи – без дополнительных "подгонялок" со стороны мэрии. Но кто и за чей счет будет решать проблемы МГТС и "Ростелекома"?
...Наверное, все помнят, как без малого три года назад наш президент никак не мог связаться с генеральным прокурором. Зато недавно при срочной необходимости (речь шла о судьбе т.н. "балдинской" коллекции) Владимир Путин легко и быстро дозвонился до Николая Губенко на обычный "мобильник". Можно, значит, обеспечить качественную сотовую связь. Стоит только захотеть.
Ситуация может еще больше обостриться