Апельсины против синтепона

Чем последний альбом Фриппа напоминает прохладительный напиток, можно ли создавать песни по телефону, что играют цыганские скрипачи и любят ли в Финляндии джаз – об этом сегодня в обзоре CD

King Crimson – "The Power To Believe" (2003)

Апокалиптический лубок на обложке никак не вяжется с жизнеутверждающим заглавием. Внутри контрасты продолжаются: полный инструментальный беспредел изредка прерывается физкульт-разминками для чокнутых гитарных фанатов. Штрихи и кляксы позднего как бы блюза "Eyes Wide Open" сменяются абстрактными аллегориями "Elektrik"; буря "Happy With What..." и сумасшедший прог-ураган "Facts of Life" уравновешиваются невесомым ориентальным дуновением "The Power To Believe-II". Самая доступная вещь альбома – трагичная "Dangerous Curves", характерная скорее для какого-нибудь Ж.-М.Жарра. Кругозор музыкального мышления Фриппа восхищает ("экая глыба, экий матерый человечище!"), вот только жаль, что с течением лет его альбомы все больше становятся сборниками прикладных синтетических этюдов. "Музыка для музыкантов" – это не я сказал... Четыре балла – в знак уважения к личности Экспериментатора; однако открытия, сделанные Фриппом со товарищи еще при дворе Малинового Короля, в наши дни продолжают восприниматься более натуральными – как сочный марокканский апельсин против ядовито-оранжевой "Фанты".
(****)


Акустический Лес – "Московские Окна"(2003)

"Акустический Лес" вырос не за один день. К своему первому CD полупрофессиональные музыканты из Владимира шли почти десять лет. Нынешним положением группа во многом обязана областным филиалам радиостанций "Европа+" и "Наше Радио". На студии "Европа+Владимир" девять лет назад никому не известный тогда ансамбль записал первый магнитоальбом, получивший региональный резонанс и давший начало локальной гастрольной деятельности. К 2000 году группа имела в активе уже четыре магнитоальбома, участие в нескольких рок-фестивалях и известность в пределах родной области. Тогда же музыканты делали первый "заход" на столицу серией концертов по клубам. Примерно в то же время записи группы наконец-то заметили и на "НР–Владимир", оттуда они попадают в ротацию "Нашего Радио"... Вот и все. Достаточно иметь упорства на десяток лет, процент везения, сносный клубный гитарно-танцевальный саунд, варьирующийся от акустики "Алисы" ("Города") и тумана The Cure ("Запах дождя") до романтико-буржуазного пофигизма "Танцев-Минус", – и можно сегодня гордо числить собственные творения по модной категории "брит-поп". Скоблить тупым лезвием филейную часть при этом уже вовсе не обязательно.
(***)


"Пой, скрипка, пой" (серия "Музыка вокруг света")

Цыганского скрипача легко узнать, в какой бы стране он ни жил. В звуках его инструмента всегда слышится что-то далекое, печальное и душевное; манера игры безошибочно узнаваема и ее вряд ли спутаешь с "классической" скрипкой. Мелодии "венгерских" танцев, исполняемых цыганскими скрипачами, тревожат душу задушевностью, простотой и искренностью; именно так их и исполнял великолепный цыганский скрипач-виртуоз Йошка Немет, выходец из Венгрии, проживший большую часть своей жизни в Париже. Несколько треков воспроизводят настолько знакомые мелодии, что поневоле настораживаешься: да это же Брамс и Кальман (№4, №5)? Но никакого противоречия нет: классики сами обильно черпали из щедрой кладовой венгерского фольклора. Здесь же аранжировки более близки к народным оригиналам.
(***)


U-street All Stars – "Helsinki Sessions"(2002)

Пихните этот диск в вертушку, откиньтесь в кресле и расслабьтесь. В Финляндии играют не только power-metal и тяжелую готику. Исполняют в Хельсинки и джаз, причем, что приятно, исполняют качественно и с душой; местная пресса сегодня именует их не иначе как "надеждами финского джаза". Палитра ансамбля складывается из очень живой своеобразной манеры каждого из участников квинтета. Изумительные соло на саксофонах в пьесах "Final Cut" и "Dance Hall" способны вызвать слезы умиления и восхищения у ценителей жанра; "Mobility" становится мини-бенефисом для ритм-секции, "Surma-travels" – для гитариста. Участники группы молоды, их имена мало что скажут даже знатокам; все свои, местные – ребята с хельсинкской Uudenmaankatu Street. Тем не менее, у них действительно есть шанс вывести свою джаз-банду в лигу чемпионов.
(****)

Выбор читателей