Гадюшник в школе, дома и на Луне

Брюс Ли нанес японцам телесный урон, Дастин Хоффман не может сказать правду, а Эдди Мерфи делают предложение, от которого он всё же отказывается, – свежий обзор лицензионного видео

Китайский связной (The Chinese Connection)
Гонконг, 1972, 102 мин.
Режиссер: Вей Ло
В ролях: Брюс Ли, Норма Мяо

Умер Учитель, владелец школы кун-фу. Убили враги. Хотели еще сжечь родную хату и перерезать всю семью, но пожалели. А зря. На похороны очень издалека приехал Лучший Ученик – Чен (Брюс Ли). Все кругом говорили ему, что Учитель приболел, захворал и потому помер. А Чен не верил. Он сразу раскусил подлый заговор. Худшие его подозрения подтвердили зашедшие на панихиду японцы из школы каратэ господина Судзуки. Они покрошили на кунфуистов батон и пообзывали их матерными словами – опустили, в целом, достаточно реально. Кончено, кунфуистам во главе с Ченом было чем ответить поганцам, накидать-то они легко могли хоть каратистам, хоть сумоистам, хоть дзюдоистам, но Китай мало-мало оккупирован именно японцами, и власти могли просто закрыть школу – только повод дай.

Чен, стиснув зубы, стерпел. А на следующий день заглянул на огонек к японцам и нанес многим из них тяжкие телесные травмы. Японцы уже совсем большой кодлой снова пришли в школу кун-фу и схлестнулись стенка на стенку. Снова Чен пошел с ответным визитом, и на этот раз травмы были не только тяжелые, но и не совместимые с жизнью. Так и ходили друг к другу в гости, снабжая работой костоправов и гробовщиков.

Нам "Китайский связной" более знаком под названием "Кулак ярости". У Брюса Ли все его четыре фильма (роли второго плана, сериалы, документалистику и, особенно, ублюдочные аппликации, слепленные после смерти "Дракона", мы не считаем принципиально) выстраиваются в четкую последовательную цепочку с очевидным повышением планки от фильма к фильму. Довольно слабый "Большой босс", интересный только с исторической точки зрения. Жестокий, но во многом еще очень условный "Кулак ярости" – уже гораздо лучше, но стиль, благодаря которому Ли стал суперзвездой, еще до конца не сформирован. А потом были эталонные "Возвращение дракона" и "Входит дракон".

Только в этот просмотр обратил внимание, как сильно чувствуется в "Китайском связном" влияние Серджио Леоне: от оформления начальных титров до монтажа и особенно музыки, местами буквально повторяющей мотивы Морриконе.


Миля лунного света (Moonlight Mile)
США, 2002, 112 мин.
Режиссер: Брэд Силберлинг
В ролях: Дастин Хоффман, Сьюзен Сарандон, Холли Хантер

Что делать, если умер близкий человек? Очень близкий. Да не просто умер, а погиб нелепо и глупо. Ревнивый муж пришел в кафе пристрелить жену, где та работала, а ваша невеста (дочь, жена, сестра) попала "под раздачу". В ответ на совет "постараться жить дальше" хочется заехать советчику в морду, добавив затем ногами. И пусть совет правильный, пусть единственный – но после морды обязательно ногами!

Дайна и Джо хотели пожениться. Была назначена дата свадьбы, когда произошло описанное выше. Родители Дайны Бен (Дастин Хоффман) и ДжоДжо (Сьюзен Сарандон) перенесли свою любовь на Джо (Джей Гилленхаал), не зная о том, что свадьба все равно не состоялась бы – молодые люди как раз решили расстаться "друзьями". И Джо оказывается в западне: он не может сказать правду, чтобы не обидеть хороших людей, и не может жить чужой жизнью, занимаясь чужим делом, а Бен буквально затягивает его в свой бизнес по недвижимости, даже делая партнером.

Имена в титрах звучат как знак качества. Хоффман и Сарандон известны как раз тем, что очень придирчиво подходят к отбору сценариев. Конечно, у Дастина была "Эпидемия", а Сьюзен замаралась в "Мачехе", но то были исключения, подтверждающие правила.

"Миля лунного света" тоже стала таким исключением. Проблема фильма не в актерах – те великолепны. Режиссура крепкая и талантливая, а оператор достоин всяких похвал. Подкачал сценарий, который ухудшается от сцены к сцене. Первые полчаса обещают очень качественный фильм, смешной и грустный. Причем юмор временами приобретает такую почти черную окраску, что в голове рождается новый термин "серая комедия" (как отстройка от комедии "черной"). Но затем в картину вползают семейные ценности, морализаторство, предсказуемость и искусственность. Концовка, отягощенная пафосной речью в суде, вызывает уже лишь чувство неловкости. Жаль.


Плуто Нэш (Pluto Nash)
США, 2002, 95 мин.
Режиссер: Рон Андревуд
В ролях: Эдди Мерфи, Рэнди Куэйд, Джо Пантальяно, Пэм Грир

Бывший космический контрабандист Плуто Нэш (Эдди Мерфи) прикупил себе гадюшник на Луне и сделал из него самый популярный ночной клуб. На запах денег, как мухи на запах... на другой запах, слетелись разного рода бизнесмены, представители крупной корпорации, которая в преддверии легализации на Луне азартных игр хочет приобрести несколько клубов и переоборудовать их в казино.

Они делают Плуто предложение, от которого отказаться вообще-то нельзя, но тот таки гордо отказывается. Вечером в клубе раздается взрыв, а на хвост Нэшу садится банда убийц, и он вынужден скрываться на темной стороне земного спутника. Чтобы остаться в живых и утереть нос жадным капиталистам, герой в компании с дочерью своего давнего друга и антикварным роботом начинает расследование.

Сдается мне, джентльмены, это была комедия. Имя Эдди Мерфи в главной роли уже не служит, как лет 15 назад, гарантией качества. К сожалению. Самым смешным в фильме является не он, а Рэнди Куэйд в роли робота и тысячедолларовая купюра с портретом Хиллари Клинтон. По ходу действия еще пару раз становится смешно, но над чем именно, после просмотра не помнишь. Основной же минус "Плуто Нэша" – общая стилистика телеспектакля. Мы говорим даже не о спецэффектах (убогих), а о декорациях, выглядящих так, словно их вытащили из запасников и расставили вкривь и вкось на скорую руку.

"Плуто Нэш" – это утопия, тотальная и абсолютная. Американцы уверены, что через 80 лет на Луне будут сплошь американские бары, американская мафия, американские роботы и американские проститутки. Но если всё пойдет, как идет, то все перечисленное там будет – только не американское, а китайское. С чем мы вас и поздравляем.


Кассеты предоставлены прокатными компаниями "Премьер-видео", "Союз-видео" и "Екатеринбург Арт".

Выбор читателей