Величайший "русский башкир"

Торжества, посвященные 65-летию великого русского танцовщика Рудольфа Нуреева, начались сегодня в лондонском театре Ковент-Гарден

Торжества, посвященные 65-летию великого русского танцовщика Рудольфа Нуреева, начались сегодня в лондонском театре Ковент-Гарден. В гала-концертах принимают участие первые звезды английского балета, а также этуали и премьеры парижской Гранд-Опера (включая одну из любимых учениц Нуреева Сильви Гиллем).

Лондон для молодого Рудика Нуреева оказался не менее счастливым городом, чем Париж, куда он бежал в 1961 году. В том же году молодого беглеца из СССР заметила примадонна Королевской оперы Англии мадам Марго Фонтейн. Впечатление от творчества 24-летнего танцовщика было столь сильным, что всемирно знаменитая прима пригласила Нуреева участвовать в ее гала-концерте. С февраля 1962 г. он – звезда Королевской оперы и постоянный партнер г-жи Фонтейн. Они выступали вместе в балетах "Лебединое озеро", "Жизель" и др. После премьеры "Маргариты и Армана" (по "Даме с камелиями" Александра Дюма-сына), поставленного ветераном мирового балета сэром Фредериком Эштоном в Ковент-Гардене в 1965 г. публика вызывала звезд на поклоны 64 раза. Несмотря не нетрадиционную сексуальную ориентацию русского танцовщика, в балетных кругах всерьез поговаривали и о страстном романе между Нуреевым и Фонтейн. Несмотря на то, что английская прима была старше "русского башкира" на 19 лет. Марго Фонтейн оказалась едва ли не единственным человеком, которому весьма жадный до денег Нуреев (иногда не оплачивавший даже счета в ресторанах) помогал финансово во время тяжелой болезни балерины.

Нуреев оставался солистом Королевской оперы в течение 15 лет, исполняя ведущие партии в десятках балетов и осуществляя собственные постановки. В свободное время он посещал антикварные магазины, в которых упорно выискивал произведения живописи и скульптуру, попутно скупая на рынках экзотические головные уборы, а в дорогих лавках - старинные ткани. "Он прекрасно разбирался в искусстве и был человеком высокой культуры", - вспоминает Илзе Лиепа, в доме которой Нуреев побывал во время посещения Москвы в конце 80-х годов. – "Он узнавал многие гравюры, которые висели у нас дома, собранные отцом в разных странах мира". Длинные лондонские ночи Нуреев отдавал модным клубам, в которых проводил время до самого Yтра, отправляясь затем прямиком на танцкласс. "Он просто сжигал себя", - говорит Нинель Кургапкина, известная в прошлом балерина, работавшая вместе с Нуреевым над его последней постановкой "Баядерки". – "Зачем были нужны все эти мимолетные связи, приключения на одну ночь?". "Он танцевал буквально каждый вечер", - вспоминает Галина Вишневская. – "Однажды я спросила его: "Рудик, зачем Вы так тратите себя?" – "Народ меня хочет", - таков был ответ".

Мемориальные гала-концерты посвящены постановкам, в которых участвовал Нуреев, а также его хореографии. Вечер откроется "Аполлоном" Дж. Баланчина, в котором Нуреев блистал на сцене Королевской оперы в 1971 году. Второе отделение – "Дивертисмент", включающий фрагменты из "Сильфиды" А.Бурнонвиля, "Корсара" М.Петипа и "Па-де-де" У.Форсайта. Третье отделение – третий акт "Раймонды" в хореографии Нуреева, опровергающий взгляд на его балетмейстерские опыты, как на неудачные и эпигонские по отношению к Кировскому театру, в котором начинал артист. "Ну а кто не повторяет хореографию?.." - говорит знаменитый современный танцовщик и директор Берлинской оперы Владимир Малахов. – "Только все зависит от того, как это сделано, насколько удачными оказываются внесенные изменения. Нуреев делал это удачнее других".

Одновременно с вечерами в Королевской опере в фойе Ковент-Гардена открылась выставка, посвященная великому маэстро, организованная Королевским балетом и Фондом Нуреева в Англии. В экспозиции представлены костюмы танцовщика из балетов "Щелкунчик", "Ромео и Джульетта" и "Жизель". На открытии выставки выступил русский скрипач Ю. Жислин, сыгравший соло из "Лебединого озера". Юбилей Нуреева отмечен в Лондоне и выставкой в Национальном театральном музее, где представлены как костюмы, так и фотографии артиста. Украшение экспозиции – любимая кожаная кепка танцовщика и его вязаная шапочка, в которой Нуреев напоминал восточного хана. На выставке в Национальном музее кино, посвященной юбилею звезды, демонстрируются видеофильмы с участием Рудольфа Нуреева "Я-танцовщик", "Омнибус" и программа ВВС "Нуреев на телевидении", созданная в 1982 году.

Торжества в Лондоне почти завершают программу юбилейных празднеств, которые начались в декабре минувшего года в Ла Скала, продолжились на сценах Гранд-Опера, Оперного театра Бордо, Мариинки и Форума Гримальди в Монте-Карло. Полностью торжества завершатся премьерой фильма-балета "Дон-Кихот" с участием Нуреева в партии Базиля в конце апреля в парижском театре Шатле.

Выбор читателей