"Доходное место" пахнет успехом

В столичном "Сатириконе" с успехом проходят премьерные спектакли по пьесе Островского. Впервые К. Райкин обратился к классике, в чем ему помог аромат Sergio Nero - духов, которые приносят удачу

Серия премьерных спектаклей по пьесе Островского "Доходное место" в постановке Константина Райкина в его родном "Сатириконе" собирает полные залы. Несомненно, Константин Аркадьевич - один из самых интересных и непредсказуемых режиссеров русского театра.

В новом спектакле он показал себя как тонкий режиссер и отличный педагог. Полину играет дебютантка Глафира Тарханова - его студентка из Школы-студии МХАТ, главную роль – Жадова - режиссер доверил замечательному молодому актеру Денису Суханову.

Но самым большим открытием стало исполнение Григорием Сиятвиндой роли Акима Акимыча Юсова. Молодой темнокожий актер, за последние два сезона успевший ввязаться во множество самых разных проектов, выглядит на сцене предельно темпераментно и умно. Это не последняя удача режиссера: его напарник в другом составе - Алексей Якубов - так "зажигает", что зрительный зал стонет от смеха. Именно для роли Юсова Райкин сочинил танцевальный хит всего спектакля. Молодые чиновники во главе с подхалимом Белогубовым, празднующие хорошую взятку, умоляют старика "пройтись". Старик бы хотел, но сидящий за соседним столиком неподкупный Жадов его смущает. Вдруг музыка заиграла, и все сомнения побоку, он уж себе не принадлежит. Он еще не понял, в чем дело, а глаз его поплыл в какой-то блаженной истоме; в самозабвении скинут сюртук - и перед нами "танцующий" "Сатирикон" во всей своей, присущей только этому театру красе.

С этого танца Сиятвинды-Якубова спектакль Райкина набирает обороты, становится событием ярким и художественным. И пусть актеры будут периодически вскрикивать и неумеренно размахивать руками, и хотя "сатириконовский" грубоватый азарт будет не раз брать свое, спектакль с этого момента начинает забирать вас целиком.

Надо сказать, что такой, осовремененный Островский так и просится на сцену именно этого театра. Сценограф Борис Валуев создает очередное "пустое пространство" - вот только стулья, табуретки, диваны и кресла поставлены на колесики, и их стремительное движение определяет залихватский, буйный ритм всего действа.

Райкин убрал из текста все приметы времени, одел героев с помощью художника Марии Даниловой в почти современные костюмы, а актеров заставил разговаривать со зрителем. Часто они выходят на авансцену и говорят прямо в зал вещи, которые спустя века не теряют актуальности. Вот, например, Вышневский (Юрий Лахин), дядюшка Жадова и главный его противник, бросает в публику, рассчитывая на понимание: "Какая умная девушка задумается выйти замуж за богатого?" - и публика аплодирует в восторге.

Стоит сказать несколько слов и о самой попытке К. Райкина поставить Островского именно сейчас, когда в нашей стране как никогда актуальна проблема коррупции. По сути дела, "Сатирикон" берет на свои плечи частичку моральной ответственности за происходящее, рискуя подвергнуться самой изощренной критике. Хотя все говорит за то, что спектакль может стать культовым именно в молодежной среде, так он нов, непредсказуем и овеян ароматом удачи.

Кстати, об ароматах. Отдельно стоит сказать о генеральном спонсоре спектакля - парфюмерной новинке "Серджио Неро" (Sergio Nero), которая была разработана японским профессором Риоджи Ниори, Нобелевским лауреатом 2001 г. по химии.

Первоначально проект задумывался Константином Аркадьевичем как самостоятельный, без привлечения генерального спонсора, но, как всем известно, Райкин знаток и любитель мужских ароматов, обладатель огромной коллекции, уже не умещающейся в трех шкафах в его рабочем кабинете. И режиссер влюбился в запах, который уже овеян легендами, повествующими о том, что именно Sergio Nero связан с успехом.

В одном из интервью Райкин сказал буквально следующее: "Театр и парфюмерия очень похожи тем, что они создают иллюзию". Театр, конечно, отражает реальность, но это искусственно созданный мир. То же самое и запах, который помогает войти в этот иллюзорный мир, искусственно создает некий праздник, определенную атмосферу, ауру.

Кстати успех премьеры, по словам режиссера, каким-то мистическим образом связан с его увлечением парфюмерией. На вопрос, как к этому относятся в самом театре, Константин Райкин отвечает столь же нестандартно, сколь это понятие можно связать с его последней работой над пьесой Островского: "Я точно знаю - по аромату, который присутствует в театре, можно определить, хорош или плох сам этот театр". Есть запах удачи. И есть запах проигрыша, разложения, увядания. В театре должно пахнуть успехом".

И если вы придете на эту премьеру, аплодисменты публики со всей очевидностью докажут, что художественный руководитель театра не только тонкий режиссер, замечательный педагог и истинный ценитель прекрасных ароматов, но и провидец. Успех спектакля - тому ярчайшее доказательство.

Ближайшая премьера спектакля "Доходное место" в театре "Сатирикон" 26 апреля

Выбор читателей