Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Как подчеркнул пресс-секретарь главы Министерства финансов Алексея Кудрина Геннадий Ежов, большинство подержанных иномарок (80%) ввозится в РФ по документам, оформленным на физическое лицо, а продаются на территории нашей страны юридическими лицами, так как с 1999 г. физические лица могут использовать так называемый совмещенный таможенный платеж – льготные ставки в евро за кубический сантиметр рабочего объема двигателя, без уплаты НДС и акциза. Получается, что таможенные сборы с физических лиц в 2,5 – 4 раза ниже, чем с юридических. Таким образом, указал Ежов, наработана легальная схема ухода от налогообложения, и к 2001 г. почти 100% подержанных легковых машин ввозили в Россию частники. Кроме того, такое положение невыгодно совместным предприятиям по производству в России импортных автомобилей.
Данная проблема подтверждена и статистическими показателями: так, по данным ГТК, из 629 тыс. легковых автомобилей, ввезенных в РФ в прошлом году, на юридические лица приходится 126,6 тыс. (20%), на физические лица – 502,4 тысяч (80%). При этом из общего числа машин, ввезенных частниками, доля новых (до трех лет) составила 12%, подержанных – 88% (от трех до семи лет – 42, старше семи – 45,9%). 80% подержанных иномарок, оформленных на таможне на физические лица, были затем перепроданы. За первое полугодие 2002 г. оборот в этом бизнесе составил $1,97 миллиарда. По оценке экспертов Минпромнауки, общая сумма неуплаченных налогов составляет около $1,4 млрд в год, потери госбюджета от льготной таможенной очистки – до $800 миллионов.
Такая взрывоопасная ситуация сложилась уже давно. В октябре 2002 г. правительство попыталось как-то отреагировать на требования российских автогигантов и ввело заградительные ввозные пошлины на иномарки старше семи лет. Утвердив концепцию развития автопрома, власти пообещали уровнять условия таможенной очистки для юридических и физических лиц. К тому времени к российскому автомобильному лобби присоединились иностранные концерны General Motors, Ford и Renault, открывшие свои сборочные производства в РФ. Их точку зрения выразил президент "Форд Мотор Компани Россия-СНГ" Хенрик Нензен, заявивший, что "в России нам приходится конкурировать с собственными подержанными машинами".
В минувшую субботу усилия автопромышленников России, наконец-то, увенчались успехом. На заседании комиссии по защитным мерам во внешней торговле было предложено "подтянуть" ввозные пошлины на иномарки от трех до семи лет для юридических и физических лиц. Это предложение поддержали почти все члены комиссии, включая Минфин, Минэкономразвития, Минпромнауки и ГТК. Воздержались лишь представители аппарата правительства, ранее выступавшие против этой меры.
Комиссия будет рекомендовать правительству следующие объемы таможенных ставок и налоговых платежей на автомобили сроком эксплуатации более трех, но менее семи лет:
- с объемом двигателя 1 тыс. куб. см - €0,85 за 1 куб. см;
- с объемом двигателя от 1 тыс. до 1,5 тыс. куб. см - €1 за 1 куб. см;
- с объемом двигателя от 1,5 до 1,8 тыс. куб. см - €1,5 за 1 куб. см;
- с объемом двигателя от 1,8 до 2,3 тыс. куб. см - €1,75 за 1 куб. см;
- с объемом двигателя от 2,3 до 3,0 тыс. куб. см - €2 за 1 куб. см;
- с объемом двигателя более 3 тыс. куб. см - €2,25 за 1 куб. см.
Теперь осталось дождаться решения премьера Михаила Касьянова: если он подпишет предложенный комиссией документ, то с 1 июня за таможенную очистку иномарок физические лица будут платить в 2,5-3 раза больше, чем сейчас. Несмотря на то, что источник в аппарате правительства заявил, что "решение комиссии не означает его автоматического одобрения премьером", в заинтересованных министерствах уверены, что Касьянов все-таки подпишет соответствующее постановление.
"Противодействие со стороны аппарата правительства может носить только политический, а не экономический характер: дескать, в год выборов нельзя идти на такую непопулярную меру, – сообщил источник, близкий к комиссии. – Но из-за подержанных иномарок народ на улицу не выйдет, а правительству в предвыборные месяцы нужны дополнительные доходы".
По прогнозу Сергея Алексейчука, члена правления компании "Автомир" (официальный дилер 12 автомобильных марок), после изменения таможенных правил самые популярные подержанные иномарки в ценовой категории около $10 тыс. подорожают на $2-3 тысяч. Зато вырастет спрос на новые машины. Говорить о полном падении интереса дилеров к подержанным машинам пока рано.
Но все же, по прогнозам аналитиков, импорт в Россию подержанных автомашин в мае резко возрастет, а затем сократится в несколько раз. И придется россиянам выкладывать за подержанное средство передвижения иностранного производства еще несколько тысяч долларов.
Москва давно мешает украинцам спроектировать подобное вооружение
Разговоры о завершении конфликта звучат все громче