СРП: Поделим по-честному или по-братски?

Пока в Думе принимают главу о налогообложении при СРП, СовФед намерен вообще отменить практику раздела продукции. Дескать, России, уже прочно вставшей на ноги в плане разработки недр, привлечение иностранных инвестиций в отрасль не нужно




Сегодня днем стало известно, что Госдума РФ приняла в третьем чтении поправки в законодательство, касающиеся использования режима СРП (соглашений о разделе продукции). В Налоговый кодекс, согласно принятому закону, вводится новая глава, регламентирующая налогообложение при работе по этому принципу. Кроме того, вводится ряд положений, касающихся спорных моментов раздела продукции.

Отныне доля государства в общем объеме произведенной на условиях СРП продукции должна составлять не менее 32%. Кроме того, закон предусматривает увеличение доли государства в прибыльной продукции, если при использовании режима СРП экономические показатели добывающего предприятия улучшатся. Согласно документу, уровень компенсации для разработчика не должен превышать 75% при добыче на континенте, при добыче на шельфе данный показатель не превысит 90% от общего объема произведенной продукции. Пропорции раздела продукции между инвестором и государством определяются в зависимости от геолого-экономической оценки участка недр, а также технического проекта и показателей технико-экономического обоснования соглашений.

Поясним: режим СРП, по своей сути, предназначен для юридического обоснования права иностранных компаний на разработку российских недр. Поскольку сырье, добываемое из нашей земли, является основной статьей дохода России, немудрено, что любой вопрос, касающийся его добычи, встречает максимальное давление со стороны российских промышленников, политиков, общественных организаций и ведомственных структур. И каждый тянет одеяло на себя. В отношении СРП давление еще сильнее, так как речь идет о том, пускать ли иностранцев в отечественные закрома, и если да, то сколько с них взять. Мнения расходятся: правительство не прочь снимать максимальные сливки с эффективного производства, организованного зарубежными представителями, а отечественные добытчики хотели бы сами получить права на разработку месторождений.

Динамика последних событий такова. 14 мая Госдума одобрила во втором чтении изменения относительно налогообложения при разделе продукции. Буквально через неделю новая глава о налогообложении при использовании договора об СРП уже принята в третьем чтении. Депутаты тянули довольно долго - законопроект был представлен в нижнюю палату Федерального собрания РФ еще в прошлом году и принят депутатами в первом чтении 27 июня 2002 года. Потом работа над СРП несколько застопорилась. Однако ближе к окончанию этой сессии народным избранникам пришлось основательно поработать. Судя по скорости прохождения документа через второе и третье чтение, их подгоняют сверху - там считают, что пора определиться с важным для страны вопросом.

Впрочем, по вопросу, насколько действительно важна вводимая в Налоговый кодекс новая глава, мнения экспертов расходятся. Дело в том, что за прошедший год власти решили, что налоговый режим СРП должен как можно меньше отличаться от действующей системы налогообложения всех остальных экономических субъектов и, по крайней мере, уж точно ни в коем случае не наносить ущерб наполняемости бюджета. В связи с этим в документ было введено довольно большое количество правок, в основном, со стороны правительства. Кабинет министров признает, что предложенные им изменения существенно меняют смысл, заложенный в проект изначально. Поскольку новый критерий работы по соглашениям о разделе продукций - максимальное приближение к прочим экономическим отношениям, то непонятно, зачем вообще нужны изменения в кодекс.

Как бы то ни было, глава об СРП в Налоговом кодексе будет иметь значение только в том случае, если сама практика раздела продукции останется прежней. Изменений можно ожидать из-за сильных колебаний вокруг этого вопроса. Пока депутаты принимали главу о налогообложении при СРП в Думе, профильный комитет Совета Федерации заявил вчера о намерении выступить с законодательной инициативой отмены раздела продукции. В пояснительной записке к проекту закона, аннулирующего документ 1995 года "О соглашениях о разделе продукции", говорится, что этот правовой режим вводился для привлечения иностранных инвестиций. "В настоящее время эта задача отпала, поскольку отечественные добывающие компании накопили достаточный потенциал для увеличения добычи", - отмечают в записке.

Выбор читателей