Вторжение червей-членокусателей

Зубастый червяк выныривает из сугроба и кусает за член писающего мужичка. Тошнотворные зеленые гадины влезают сквозь роговицу глаза и тырят тела... Кинг в ударе. Ох, бабоньки!

Ловец снов (Dreamcatcher)
США, 2003
Режиссер: Лоуренс Касдан
В ролях: Морган Фримен, Томас Джейн, Джейсон Ли, Дэмиан Льюис, Том Сайзмор





"Ловец снов" – самая бодрая картина июня и уже шестидесятый фильм по книгам Стивена Кинга. Маленький кинематографический юбилейчик писатель отметил с размахом – космическими червями, пришельцами-завоевателями, обменами разумов и сценой удержания в унитазе брыкающегося Нечто, которое нырнуло туда прямиком из задницы грустного американского толстячка. Кинг уже немолод, Кинг устал, Кинга переехал микроавтобус, и в ближайшие пару лет Кинг уйдет на покой. "Ловец снов" – возможно, последний шанс как следует испугаться его фантазий. Сделать это нужно не откладывая – на прошлой неделе фильм вышел в прокат.

Когда Стивену Кингу было два годика, отец его, Дональд Кинг, вышел ночью за сигаретами и не вернулся. С тех пор у Стивена выработалась устойчивая неприязнь к темноте, с одной стороны, и человечеству в целом – с другой. Вкупе с литературным образованием и найденным в доме тетки томиком Лавкрафта это привело к катастрофическим результатам суммарным тиражом больше 300 миллионов экземпляров. Кинг стал тем парнем, из-за которого не хочется спать, потому что стоит только во сне высунуть из-под одеяла руку – кто-нибудь обязательно вцепится, обчавкает, сгрызет пол-ладони и спрячется опять под кровать.

Мизантропическое наслаждение, с которым Кинг раз за разом гробит многочисленных персонажей, – штука уникальная, безусловно достойная тиража и упоминания в книге рекордов Гиннеса. Никто больше не умеет (или не решается) вытащить из глубин сознания какого-нибудь богомерзкого людоеда, по многу страниц поставлять ему на заклание обывателей, а в конце убить его быстро и неубедительно. Чтобы каждому стало ясно, что чудище не пропало, а по-прежнему копошится, щелкает жвалами. Чтобы каждый читатель, перед тем как гасить свет, обеспокоено смотрел по сторонам – закрыта ли дверь, зашторены ли окна. Чтобы каждый мог почувствовать себя МЯСОМ.

Но это литература. С фильмами другая история – с экранизациями Кингу не везло. Лучше всех средствами кинематографа сходные ощущения умел передавать Джон Карпентер ("Тварь"), с которым Кинг не сработался. Те, с кем он сработался, снимали либо малобюджетные телестрашилки ("Дети кукурузы", "Оно", "Иногда они возвращаются"), либо, что чаще, рылись в психологии страха ("Зеленая миля", "Сияние"). Достоверные, с кривыми клыками и обильной слюной монстры в этих фильмах не встречаются вовсе или выглядят бесполезным довеском. Большинство же фильмов по Кингу вращается вокруг фобий тех самых обывателей (маленькой девочки, верных друзей, зэка etc.), которых автор ненавидит и с удовольствием отправил бы на фарш.

Понятно, что пиаровские обязанности вынуждают Кинга нахваливать каждую новую экранизацию. Но в последнее время он отделывается скороговоркой – двухметровый верзила склоняется к микрофону и быстро бубнит, что, да, эта – лучшая, да, я так себе и представлял, да, самому боязно, да, да, да...

Возможно, поэтому осенью 2001-го Кинг позвонил в Castle Rock и продал им за символический гонорар в $1 (плюс проценты со сборов) не написанную еще историю о четырех парнях, умевших читать мысли и остановивших вторжение пришельцев. За печатную машинку Кинг взялся, только когда картину отдали Лоуренсу Касдану – режиссеру, который ничего толком не снял, зато когда-то сделал сценарий "Возвращения джедая", а значит, в инопланетянах разбирается. За семьдесят миллионов долларов Касдан отправился в канадский лес и на тридцатиградусном морозе впервые оживил ужас так, как этого хотелось самому Кингу – мерзко, сочно. С зубастыми червяками, которые выныривают из сугроба и – ох, бабоньки! – кусают за член писающего мужичка. С тошнотворными зелеными гадинами, что влезают сквозь роговицу глаза и тырят тела. С буквальной темницей разума, где заперт один из героев. С лысым дауном-душеспасителем – он потрясает скрюченными кулачками и орет мутной страшиле: "Дуби-дуби-ду, на помощь я иду!"...

Собственно, нет большой разницы, что именно происходит в "Ловце снов". Подробное изложение фабулы можно найти в еженедельнике "Большой город", но оно только портит впечатление. Важно, что "Ловец снов" – это первый (и, скорее всего, последний) фильм, о котором Кинг рассказывает с улыбкой.

Как и положено Королю ужасов – со зловещей.


Премьера состоялась в кинотеатре "Пушкинский". Увидеть и напугаться можно в кинозалах "Пушкинский", "Ударник", "Первомайский", "Алмаз", "Электрон", "Баррикады", "КАРО ФИЛЬМ 1", "КАРО ФИЛЬМ 2", "Формула кино", "Горизонт", "Аврора" и "Экран".

Выбор читателей