Бессон может гордиться полчаса

На премьере "Фанфана" в "Пушкинском" хохот стоял гомерический. А на выходе большим спросом пользовалась шутка про "яйца короля" (королевский завтрак, а не то, о чем все мы подумали!)

Фанфан Тюльпан (Fanfan La Tulipe)
Франция, 2003
Режиссер: Жерар Кравчик
В ролях: Венсант Перес, Пенелопа Круз, Дидье Бурдон, Элен де Фужроль, Мильше Мюллер





В Москву привезли "Фанфана Тюльпана" – римейк ветхой французской киноклассики, на которой еще мамы и бабушки смахивали платочком слезу. Фильм несомненно хорош, и спорить тут не о чем. Во-первых, он никого не обманывает – зрителя веселят саблями, корсетами, париками и напыщенными аристократами – словом, тем, чем и требовалось. Во-вторых, фильм, с некоторыми оговорками, очень смешной. На людной премьере в "Пушкинском" хохот стоял гомерический, а на выходе большим спросом пользовалась шутка про "яйца короля" (королевский завтрак, а не то, о чем все мы подумали). В-третьих, в "Фанфане" есть на кого посмотреть – главные роли оттяпали исключительной живости актер Венсан Перес и губастая Пенелопа Крус. Наконец, это второй (после "Перевозчика") смотрибельный проект продюсера Люка Бессона и первая вменяемая работа Жерара Кравчика – самого дорогого бессоновского выкормыша. К этому маленькому триумфу Бессон шел много лет. Его есть с чем поздравить.

Когда Люку Бессону было 10 лет, он нырнул в море, нашел там дельфина и заглянул ему в глаза. В них Бессон увидел что-то такое, что пытался выразить с тех самых пор, как прискорбное ДТП лишило его радостей подводного плавания. Это что-то вынудило Бессона в 19 переплыть океан и носить кофе с пончиками на съемочные площадки Лос-Анджелеса. Это заставило его снять дебютную полнометражку "Последняя битва" – немую и черно-белую, потому что денег на озвучку не было; а когда фильм неожиданно состоялся, переименовать свою крошечную студию в "Фильмы дельфина". Это грызло Бессона в 1994-м, когда он, цветущий мужик, рыдал под объективами телекамер, потому что его "Леону" не дали "Сезара".

После "Леона" Бессон еще много чего наснимал, но есть мнение, что в тот грустный день своего дельфина он все-таки выплакал. Вместе с ним погиб от обезвоживания Бессон-режиссер, зато остался и расцвел Бессон-предприниматель. Он стал направлять финансовые потоки и делать кино чужими ручками. Фильмы получались нехорошие, и им тоже не давали "Сезар", зато за них не надо было переживать, а производство замечательно окупалось.

При этом обнаружилось, что продюсер Бессон – это такой маленький "Мосфильм": уж если записался к нему в приятели, кормиться с ним из одной тарелки можно бесконечно. Чего стоит многолетняя дружба с Жаном Рено и композитором Эриком Сера. Так и повелось: Бессон писал сценарии, искал финансирование и договаривался о прокате, а киношные друзья-приятели снимали, как могли.

Верзила Жерар Кравчик – как раз из таких приятелей. Кравчик водился с Бессоном еще в конце 80-х, пока Люк карабкался вверх по социальной лестнице, а кроме того, был перспективным режиссером, что, впрочем, не важно. Важно, что Кравчик умел вовремя оказаться в нужном месте. Сперва на съемках "Жанны Д’Арк", где Бессону понадобился заместитель, и Кравчик (по старой дружбе) помог освоить бюджет. Затем на съемках первого "Такси", когда режиссер Жерар Пирез слег в больницу, а Кравчик (по старой дружбе) закончил проект.

В благодарность Люк Бессон разрешил Кравчику снимать "Такси" снова и снова. А увидев, что получается ерунда, прислал на помощь Жана Рено с клюшкой для гольфа – играть в приключения француза в Японии. За три года Кравчик сделал на деньги Бессона три фильма ("Такси 2", "Такси 3", "Вассаби"), и все три получились ущербными – склонный к мотовству и лихачеству Кравчик ленты свои превращал в дурацкие аттракционы.

Так бы и продолжалось, кабы не нынешний "Фанфан" – штучка, объясняющая все их (и наши) мытарства. Чтобы привести режиссера Кравчика в чувство, Бессону понадобилось одно – всячески самого Кравчика ограничивать. Ограничить сценарием, где всех трюков – несколько падений в сено. Ограничить грузом ответственности – кино делалось с оглядкой на две прошлых экранизации.

В качестве компенсации Люк Бессон написал для "Фанфана" замечательные диалоги с шутками про евро и – да-да! – яйца короля, дал в нагрузку красивого актера Венсана Переса, а денег выделил столько, сколько нужно. Результат не потрясает, но вполне удобоварим – это красивое и очень энергичное кино для семейного культпохода. Та ниша, которую Бессон-продюсер пытается занять последние лет пять.

Есть в Сети отличная фотография: лысый толстошеий Жерар Кравчик, похожий на доктора Зло, стоит под ручку с Пенелопой Крус на красной дорожке в Каннах. За бордюром теснятся фотографы, позади виден постер "Фанфана Тюльпана" (в Каннах прошла мировая премьера), а Кравчик смеется и подмигивает кому-то в толпе – быть может, самому Люку Бессону. По всему видно, что Кравчик ужасно доволен: у них получилось.


Увидеть, так ли это на самом деле, можно в кинотеатрах "Пушкинский", "Ударник", "Первомайский", "Алмаз", "Электрон", "Баррикады", "КАРО ФИЛЬМ 1 и 2", "Стрела", "Аврора", "Экран" и "Формула кино".

Выбор читателей