Союз России и Белоруссии: правовые аспекты объединения

Представляем вниманию интервью заместителя госсекретаря Союзного государства Сергея Шухно




Корр.: В процессе объединения двух государств очень важно сформировать общее правовое поле, унифицировать законодательство. Расскажите, пожалуйста, что делается в этой области?

Сергей Шухно: Действительно, вопросы правового обеспечения играют важнейшую роль в процессе создания Союзного государства. В частности, очень важна унификация законодательства России и Беларуси. В настоящее время работа в этой области ведется в соответствии с Программой действий по реализации положений Договора о создании Союзного государства и Планом по введению единой денежной единицы Союзного государства на 2001-2005 годы.

Данными документами предусматривается унификация законодательств Республики Беларусь и Российской Федерации, в том числе в таких сферах экономической деятельности, как ценообразование, налогообложение, регистрация и ликвидация субъектов хозяйствования, лицензирование и сертификация, функционирование рынка ценных бумаги пр.

Корр.: Есть ли уже конкретные результаты этой работы?

С.Ш.:В основном унифицированы положения Гражданских кодексов Беларуси и России. Ведется сравнительный анализ Арбитражного процессуального кодекса РФ и хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, который показывает существенное сходство в вопросе регулирования механизма разрешения споров в экономической сфере. Ведется подготовка Налогового кодекса Союзного государства, унификация в сфере трудового законодательства, в социальной сфере. К сегодняшнему дню в рамках программы унификации в трудовой и социальной сфере подготовлено более 30 проектов законов. Это, например, закон "О государственных минимальных социальных стандартах", "О прожиточном минимуме", "Об установлении порядка повышения минимальной зарплаты", "О минимальном размере оплаты труда", "Об охране труда", "О страховании от несчастных случаев на производстве", "О социальном страховании", "О занятости населения". Выработана единая методика оценки сложности труда. И так далее. Это базовые законы, и сделано много, причем нельзя сказать, что унификация идет на базе российского или на базе белорусского законодательства. В ходе работы учитываются интересы обоих государств.

Вместе с тем, мы должны четко понимать, что законы все равно принимаются национальные, в Беларуси и России они имеют различия, и их не просто унифицировать. Пока нет возможности принимать законодательные акты Союзного государства, которые бы действовали на всей его территории, все равно будут какие-то национальные отличия в том или ином законе.

Корр.: Вопросы унификации законодательства, очевидно, курируют Министерства юстиции Беларуси и России?

С.Ш.: Да, в целом, такие вопросы должны координироваться национальными министерствами юстиции. 10 июня прошла совместная коллегия министерств юстиции России и Беларуси, на которой затрагивались эти вопросы. В настоящее время Постоянным комитетом Союзного государства совместно с Министерствами юстиции ведется работа по созданию фонда гармонизированных правовых актов Союзного государства. Это очень сложная задача. Нужен какой-то генерирующий центр, который бы этим занимался.

На заседании Объединенной коллегии Министерств юстиции Беларуси и России рассматривался вопрос формирования Комитета юстиции, который бы концентрировал у себя всю эту работу, отслеживал, чтобы законодательство унифицировалось в одном русле. Я уверен, что такой Комитет в системе отраслевых и функциональных органов Союзного государства просто необходим.

Также рассмотрены предложения по подготовке Программы действий по созданию единого правового пространства и построения единой правовой системы Союзного государства.

Вместе с тем, необходимо отметить, что обязательным условием для продолжения работы по сближению законодательств в рамках Союзного государства является принятие Конституционного Акта. Процесс формирования единого правового пространства после принятия Конституционного Акта Союзного государства пойдет значительно быстрее. Будет сформирована система органов Союзного государства, нормативные правовые акты органов Союзного государства будут иметь приоритет перед национальным законодательством, а по вопросам, переданным в исключительное ведение Союзному государству, будут приниматься единые законы, действующие на всей территории Союзного государства.

Выбор читателей