Граф Калиостро, отец мафии

В Тоскане туристов поят "эликсиром жизни", якобы изготовленным по рецепту графа Калиостро. Дарует ли он нынче вожделенное бессмертие – спросите у этих самых туристов. Если встретите




Всему свету он известен как граф Калиостро из Италии. Александр Дюма в своем двухтомном романе, а также некоторые историки называют его Иосифом, Жозефом или Джузеппе Бальзамо. Есть подозрения, что он был не итальянцем, а евреем. Правда, Калиостро–Бальзамо отрицал и то и другое. И вообще говорил, что на свет появился не в Италии. "Родился я в Медине – там, где покоится Магомет", - утверждал великий авантюрист. В далеких от Европы краях и понабрался он восточной мудрости, знаний алхимии, там же стал и чернокнижником.

Однако родился он все же в Палермо, на Сицилии, чем гордятся адепты современной коза ностра, почитающие Калиостро своеобразным провозвестником своего кодекса. Правда, он еще в ранней юности покинул родительский дом и отправился за тайным знанием в местный монастырь. Масоном стал еще в Италии. А потому взгляды имел по-своему довольно свободолюбивые и откровенно антимонархические. А, значит, путь его лежал в туманный Альбион, где число масонов на тот момент было самым большим в Европе.

В Лондон самозваный граф приехал, конечно, не с пустыми руками, а с "эликсиром жизни" в кармане. Отпиаренное по полной программе снадобье, правда, никому не принесло бессмертия, и знаменитость отправилась в Курляндию, чтобы… жениться. Для чего еще было ехать в захолустную страну на задворках огромной России?.. Дамы только там были хоть куда!

Из Курляндии авантюрист перебрался под крылышко Екатерины II. Поначалу русская императрица была без ума от заморского гостя. Хотя узнав, что Калиостро приблизил к всесильному Потемкину – любимому своему фавориту – курляндскую жену – тотчас же дала графу отставку. И он покинул рубежи России, чтобы в годы Великой французской революции присутствовать в Париже. Однако, явившиеся на время во Франции идеологи "свободы, равенства и братства" тоже не приветили графа-масона, и ему ничего не оставалось, как только вернуться восвояси – в Италию.

Остается лишь поражаться наивности мнимого аристократа, который не побоялся всесилия Ватикана, неустанно боровшегося с масонством. Замок Сан-Анджело становится местом заточения Калиостро, где он проводит, впрочем, лишь несколько месяцев. Вскоре приходит указ Папы об освобождении узника и высылке его в замок Сан-Лео, подальше от Рима.

Прекрасная Тоскана стала последним прибежищем чернокнижника. Проведя последние дни в живописном замке, он скончался неизвестно когда. Неизвестно где и был похоронен. А потому пилигримы, навещающие Тоскану сегодня, посещают лишь замок и замковый бар. Здесь их поят все тем же "эликсиром жизни", якобы изготовленным по графскому рецепту. Дарует ли он нынче вожделенное бессмертие – спросите у этих самых туристов. Если встретите.

Выбор читателей