Аравийский верблюд готов дружить с русским медведем

Саудовская Аравия более не чувствует себя в безопасности – ни в одной компании с США, ни в родном арабском мире. Так почему бы не завести дружбу с Россией? Если, конечно, этим планам не помешают американские бомбы




Россия стала очень популярной на Ближнем и Среднем Востоке. С ней хотят дружить, у нее ищут поддержки и защиты (понятно от кого). Правда, грандиозные планы экономического сотрудничества с РФ не спасли режим Саддама от роковой "Бури в пустыне". Теперь вот Ирану спится далеко не спокойно, несмотря на мирное сотрудничество с Москвой в атомной сфере... Однако все новые страны взрывоопасного арабского мира тянутся к далекой России со своими более или менее деловыми предложениями.

Дошло до того, что нашей дружбы ищет Саудовская Аравия – страна, долгое время числившаяся в недругах, а теперь – в основных конкурентах России на нефтяном рынке. Отношения наши берут свое начало в 1932 г., когда только что образовавшееся государство Саудовская Аравия установило дипломатические отношения с Советской Россией. Однако во главе нового арабского государства стоял монарх – Абдул Азиз ибн-Сауд, который довольно скоро сообразил, что ему не по пути с российской диктатурой пролетариата и в 1938 г. разорвал отношения с СССР. Разрыв длился полвека, и за это время у обеих сторон сложились отрицательные стереотипы в отношении друг друга. Недоверие и подсознательная неприязнь усиливались по мере того, как развивался мировой нефтяной рынок, на котором Саудовская Аравия и Россия оказались ключевыми фигурами и, следовательно, конкурентами. Причем в распоряжении саудовцев оказались более крупные (самые большие в мире) и легкодоступные запасы углеводородного сырья, чем у России, а также западные инвестиции – как будто назло Москве. Добавим к этому, что до недавнего времени Эр-Рияд был верным союзником США, и даже во время американо-арабских разборок последней четверти прошлого века стабильно снабжал топливом американский военно-морской флот.

Но времена меняются, и теперь отношения Саудовской Аравии с ее заокеанским партнером далеко не столь прочны и безоблачны. Началось с того, что Вашингтон стал "шить" Эр-Рияду дело "Аль-Каэды". Дошло до того, что эту страну чуть не "нанизали" на ось зла. Оно и понятно: крупнейшие запасы нефти вызывают обильное слюноотделение у крупнейшего потребителя этого топлива. Недемократичность режима Эр-Рияда и подозрения в его связях с международным терроризмом – прекрасные поводы для нового "крестового похода" за нефтью. Отношения с США ухудшились до того, что на 50% сократился американский экспорт в Саудовскую Аравию, на 40% – количество саудовских туристов в США (некогда излюбленное место их отдыха). Из $600 млрд, инвестированных Саудовской Аравией в американскую экономику, порядка $100 млрд уже перебралось в Европу.

Получилось так, что саудиты более не чувствуют себя в безопасности: ни в одной компании с США, ни в родном арабском мире (который косо поглядывает на своего большого нефтяного брата как раз за его связи с Вашингтоном), ни в ОПЕК, которая теряет контроль над мировыми ценами на нефть. Так почему бы не завести дружбу с Россией? Во-первых, это давний оппонент США, который еще кое-чего стоит на международной арене, а во-вторых, крупный экспортер нефти, претендующий на увеличение своей доли на мировом рынке. Так что сближение с Россией позволит Эр-Рияду убить сразу двух зайцев: заручиться поддержкой Москвы в своих непростых отношениях с Вашингтоном и согласовать нефтяную политику с крупнейшим независимым экспортером топлива (Россию, кстати, уже приглашали вступить в ОПЕК).

Именно тот факт, что Россия и Саудовская Аравия являются крупнейшими в мире производителями нефти, обусловливает необходимость их партнерства – с этой мыслью недавно приезжал в Москву на российско-саудовский бизнес-форум президент Совета Торгово-промышленных палат Саудовской Аравии Абдурахман Аль-Джурейси. Он открыто заявил, что его страна стремится стать для России партнером номер один на Ближнем Востоке. И даже более того: "Россия является дружественной для Саудовской Аравии страной, с которой нам предстоит строить стратегическое партнерство". В общем, вполне естественно, что производители нефти стремятся сообща сохранить контроль над нефтяными ценами, на который серьезно посягнули потребители топлива (в лице США), оккупировав богатый "черным золотом" Ирак. И кто победит в этом нефтяном противостоянии – большой вопрос.

Однако саудиты хотят наполнить свою дружбу с Россией не только нефтью, но еще и нефтедолларами. Аль-Джурейси убежден, что огромный инвестиционный потенциал аравийского бизнеса не может не вызывать интереса у российской стороны. Зарубежные инвестиции Саудовской Аравии достигают триллиона долларов, и "в случае благоприятных условий часть этих средств может быть направлена в российскую экономику", – пообещал представитель Эр-Рияда. Впрочем, его страна, как ни странно, тоже заинтересована в привлечении внешних инвесторов. Саудитам нужны не столько деньги, сколько технологии и специалисты, поэтому они и хотят дружить с российскими компаниями. Например, "Газпромгеокомсервис" и "Стройтрансгаз" уже приступают к реализации нефтяных и газовых проектов на территории Саудовской Аравии; возможно российское участие и в намеченном строительстве железной дороги Эр-Рияд – Мекка. Кроме того, на саудовских бизнесменов, побывавших в Москве, очевидно, большое впечатление произвело метро, и они хотят привлечь российских специалистов к созданию аналогичного чуда у себя на родине. Да и кое-какие наши товары им приглянулись: продовольствие, бытовая техника, электроника, ковровые покрытия...

В общем, перспективы у российско-саудовской дружбы есть, и весьма неплохие – не зря же в начале сентября к нам собирается приехать аравийский наследный принц Абдалла. Сообща две страны смогли бы серьезно влиять на мировой нефтяной рынок, Россия получила бы нефтедолларовые инвестиции, а наши компании проникли на один из самых закрытых, но привлекательных рынков мира. Если, конечно, всем этим планам не помешают американские бомбы.

Выбор читателей