Регистрация в Москве: восемь кругов ада

В лучшем случае на получение регистрации в столице уходит не меньше недели. Плюс миллионы нервных клеток. Но за нарушение конституционных прав подать на правительство Москвы в суд все равно нельзя: кто мы – а кто Лужков...




После пяти лет проживания в столице я собиралась наконец получить расширенный по сравнению с обычным список прав. Для непосвященных попробую объяснить: гражданин Российской Федерации, имеющий стандартный полис обязательного медицинского страхования, с зарплаты которого снимают отчисления в фонд ОМС, не может получать врачебную помощь в городе Москве бесплатно, если его зарегистрировали сроком меньше, чем на один год. В поликлинике мне в свое время объяснили это вполне определенно.

Однако зарегистрироваться более чем на год иногородним, не имеющим в столице родственников, довольно затруднительно, поскольку в этом случае, помимо согласия всех проживающих в квартире, требуется еще и заключение договора безвозмездного пользования или договора аренды. Милиционеры, проверяя документы на улице, любят говорить: "Вообще-то, вы должны зарегистрироваться в течение 3 дней после приезда. Что, неужели не можете найти друзей с московской квартирой?" Могу. Но мало кто из них согласен связывать себя подобными условиями...

Правила регистрации по месту пребывания (или жительства), заменившей институт советской прописки, в России едины для всех субъектов федерации. Конституция предоставляет российским гражданам право на свободное перемещение по территории страны. При этом, если человек намерен оставаться где-либо дольше 10 дней, ему желательно зарегистрироваться. Но эта процедура – добровольно-уведомительная, предназначена исключительно для фиксации перемещений населения. Как известно всем немосквичам, проживающим в столице, практика значительно расходится с вышеописанной теорией.

Конституционный суд неоднократно признавал московские правила регистрации нарушающими Основной закон страны. После чего администрация Лужкова принималась "сглаживать углы", внося поправки в московское законодательство. И буквально тут же выпускались новые документы, указания и инструкции, возвращающие положение дел на круги своя.

На оформление регистрации можно было бы махнуть рукой – добровольно-уведомительный характер процедуры (согласно Конституции) сие допускает. Проблема в том, что без регистрации в Москве человек перестает таковым быть.

Помнится, в марте с.г. вышло постановление руководителя ГУВД Москвы Владимира Пронина о том, что "сотрудникам столичной милиции, выполняющим задачи по обеспечению общественного порядка в городе, запрещено проверять документы у граждан, не совершивших преступление или правонарушение". Однако прошло немного времени, и постановление оказалось очередным пшиком. Уже в апреле полпред президента в Центральном округе утверждал, что "институт прописки в Москве не противоречит законодательству" и что "если бы в Москве была отменена регистрация, то в столицу хлынул бы поток людей, что вызвало бы значительные проблемы, в том числе с транспортом, медицинским обслуживанием, обучением". Поскольку правительство Москвы придерживается того же мнения, что и полпред, проверка документов возобновилась. А вместе с нею продолжилось изъятие денег у граждан России за их конституционно подтвержденное право на свободу выбора места жительства в собственной стране.

Но оставим вопросы взаимодействия с милицией... Кто еще не знает, что беременной женщине в московской поликлинике без регистрации на год не окажут никакой помощи (кроме экстренных случаев)? Эту информацию вашей покорной слуге сообщила заведующая женской консультацией в одной из поликлиник на юго-западе столицы. И плати – не плати – на учет по беременности в консультации не поставят, а без карточки учета рожать придется в инфекционном роддоме, рядом с больными СПИДом и сифилисом, будь ты хоть десять раз здорова.

И уж точно все знают, что наличие регистрации необходимо при приеме на работу. Не далее как в среду вице-мэр Москвы Валерий Шанцев оправдывался за постановление об ужесточении требований приема иногородних жителей московскими работодателями. Во вторник по этому поводу выступил министр труда Александр Починок – попенял московскому руководству, что оно берет на себя функции федерального правительства и нарушает федеральное законодательство. И указал, что единственные документы, необходимые иногороднему гражданину для работы, – трудовая книжка и паспорт. Но если человек устраивается в солидную столичную компанию, регистрацию потребуют обязательно. Иначе у компании могут возникнуть проблемы. Чем предприятие официальнее, тем обязательнее бумажка со штампом из милиции. И тем больше вероятность, что потребуют принести годовую регистрацию ("У вас регистрация скоро закончится, а нас устраивает только стабильный сотрудник" – из диалога на собеседовании).

Список можно продолжать. Студенту МГУ без регистрации не оформят абонемент в библиотеке (знаю по личному опыту), в банке – кредитную карту ("только Visa Electron, девушка, у вас нет прописки в Москве"). Между тем, чтобы получить регистрацию, работающий человек должен посвятить от одной до трех недель сидению в очередях. Это если не брать спецотпуск на оформление документов.

Поделюсь собственной историей участия в процедуре оформления регистрации – возможно, мой опыт окажется кому-либо полезным. Исходные данные таковы: есть люди, выразившие свое согласие меня зарегистрировать меня на год на своей приватизированной жилплощади. Из них один человек постоянно живет на даче в Подмосковье, второй работает и не всегда свободен. Я, соответственно, тоже работаю. С этим начинаем регистрироваться.

Принимаемся считать, сколько кабинетов надо пройти. Обратиться в ЖЭУ (паспортный стол) за бланком заявления – раз, отстоять в бухгалтерии за выпиской из личного дела – два, сходить в сберкассу заплатить за коммунальные услуги (для двухкомнатной квартиры – около 700 руб. за полгода) – три. Вне подсчета – поездка на дачу к одному человеку и на работу к другому, чтобы получить подпись об их согласии на официальном бланке. Как вариант, можно написать отдельные заявления (с подписью) от имени каждого прописанного и приложить их к кипе бумаг. Далее: отстоять к главному инженеру (sic!) для подтверждения идентичности подписей – четыре. Для этого надо, чтобы прописанные пришли вместе с тобой подтверждать согласие (возможен также вариант, когда один из проживающих отсутствует, но есть его паспорт). В моем случае этот этап занял неделю – ЖЭУ принимает посетителей 4 дня в неделю при неудобном для работающего человека расписании, а мне после получения бланка надо было еще съездить к хозяйке за паспортом и подписью.

С имеющимися бумагами, на которые надо не забывать в каждом кабинете ставить штамп (это важно, иначе за штамповкой придется идти отдельно!), идем в паспортный стол ЖЭУ – пять. Там их проверяют на адекватность и предписывают посещение участкового и паспортного стола в милиции – шесть. Последние должны заверить, что в базе данных по преступникам ваша фамилия не значится. С их подписью возвращаемся в ЖЭУ (семь!), где паспортистка заполняет заветную справку, собирает бумаги в стопку и скрепляет ее скрепкой. При этом надо иметь две фотографии. Со справкой и документами снова идем в милицию – восемь. И только тут на ценный документ, дающий право на жизнь, наконец ставят печати.

Итак – восемь кабинетов при оптимистичном варианте (в случае оформления регистрации на год и больше поход в сберкассу заменяется походом к нотариусу за договором аренды), все (кроме, пожалуй, сберкассы) – с высиживанием очередей. Так как рабочее время инстанций не совпадает между собой (участковый у нас, к примеру, работает только после восьми вечера), больше двух кабинетов в день пройти невозможно. Но и два в день, как можно понять, – хорошая скорость. Итого, в идеале не менее 4-5 дней (рабочая неделя).

Но чаще события разворачиваются по пессимистичному варианту. Тем, кто пускается в это плавание, настоятельно советую при каждом посещении ЖЭУ спрашивать еще и еще раз, какие документы надо предоставить и все ли в порядке в уже собранных. Чиновники почему-то не любят сразу называть весь перечень необходимых бумаг, поэтому можно столкнуться с тем, что вдруг выяснится – еще одной подписи или еще одной справки не хватает. Причем именно той, которую как раз сейчас взять нельзя.

Напомню, что я собирала документы для регистрации на год. В конце второй недели забега неожиданно возникла заминка. Вначале мне сказали, что нужно принести справку о собственности на жилье (пришлось вызванивать хозяйку с дачи), а уже потом сообщили о злополучном договоре аренды. Еще день ушел на нотариуса, который без разговоров отправил нас к адвокату. Тот за 300 рублей объяснил, что заключение договора невозможно. Причина – неупорядоченные после смерти отца моего друга доли имущества в квартире (проблема наследства)... К этому времени все справки, необходимые для того, чтобы меня зарегистрировали, были собраны. И мне стоило изрядных усилий убедить паспортистку не отправлять меня по новой (на третьей неделе мытарств) за подписями и штампами, а просто замазать везде слова "один год" и исправить их на "полгода". На этот срок никакого договора аренды не надо (но и резко сокращается количество прав – см. выше).

Такова практика регистрационного процесса. Поскольку без бумажки в столице ты не гражданин, хоть и имеешь паспорт гражданина РФ, проходить эту процедуру приходится так или иначе. Могу заверить: по количеству адреналина в крови эта гонка может дать фору не одному виду спорта. Чего стоил хотя бы тот момент, когда на работе с меня бумажку уже требовали под страхом увольнения, а адвокат только что разъяснил невозможность ее получения... За свои 300 рублей я попыталась выяснить, могу ли подать в суд на правительство Москвы. Сказали, что не могу. Но объяснить, почему – не объяснили. Впрочем, это и без объяснений понятно: кто я – а кто Лужков...

Выбор читателей