Водительские права отмечают юбилей

Ровно 110 лет назад во Франции изобрели главный документ автомобилиста. Когда в России придумали брать взятки с владельцев "корочек", неизвестно, однако такая возможность у городовых была уже в 1900 году




Сегодня исполняется 110 лет главному документу всех шоферов мира – водительским правам. Впервые водительская лицензия была вручена в 1893 г. префектом полиции Парижа Луи Лепином французскому автолюбителю, имя которого, увы, забылось за давностью лет.

Надо сказать, что 110 лет назад процедура получения "справки о способности управлять транспортным средством с механическим мотором" (именно так называлось тогда вожделенное удостоверение) была намного проще. Автомобилистам не нужно было проходить медицинское обследование, кататься с инструктором по городским улицам и выполнять изощренные финты на площадке – достаточно было всего лишь продемонстрировать полицейскому умение приводить собственный автомобиль в движение.

Знал бы прогрессивный префект (он, кстати, знаменит не только введением водительских прав, но и поддержкой изобретателей – в его честь даже назван специальный изобретательский конкурс), во что выльется его затея спустя каких-то несколько десятков лет – его уверенность в необходимости подобных "справок", наверное, сильно пошатнулась бы... Здесь стоит отметить, что российский экзамен, возможно, самый неприятный по количеству разных бюрократических препятствий, является далеко не самым сложным – например, в Великобритании нередки случаи, когда будущие водители сдают на права по 10 и более раз.

Что касается России, то первые права у нас в стране появились в 1900 году. Их ввел в обращение своим постановлением "О порядке пассажирского движения на автомобиле" градоначальник Санкт-Петербурга. Это была уже не просто "справка", а фактически полноценные права – со всеми необходимыми данными шофера и даже его фотографией. И экзамен был куда более серьезным, чем во Франции – нужно было не только продемонстрировать мастерство вождения, но и доказать знание географии Северной столицы. О том, отбирали ли права за нарушения усатые городовые и можно ли было с ними "договориться" так же, как с сегодняшними ГАИшниками, история умалчивает.

Выбор читателей