Глубоко законспирированный Скуайр и взрыв сверхновой.

Крис Скуайр выпустил сольный альбом под "шпионским" названием, однако конспиратор из него никудышный. А дебют группы "Астра" оказался подобен взрыву сверхновой звезды. Российской.

Conspiracy – "The Unknown" (2003)




К чему все эти игры в Неизвестных Солдат Невидимого Фронта – непонятно. То, что к проекту приложил руку кто-то из Yesовцев (или же их яростных последователей) становится ясно сразу: незадачливых конспираторов с головой выдают ритмическо-мелодические ходы, характерные для позднего творчества Yes, и голос – попытка сымитировать собственными силами вокал Андерсона. На этот раз урожая сольных лавров возжелал сам Крис Скуайр, бессменный Yesовский басист (и держатель авторских прав на имя группы). Отсюда и шпионское название, чтобы ортодоксальные фаны в измене не заподозрили… Хотя на самом деле главным заводилой в проекте Conspiracy был и остается Билли Шервуд – мультиинструменталист, некоторое время работавший и в Yes. Шервуд единолично расправился в студии со всеми прочими гитарами-клавишами, но в басовых партиях все же решил соблюсти статус-кво; вокалы и авторство композиций, как и полагается, друзья поделили полюбовно. Однако не всегда варка в собственном соку улучшает вкусовые качества конечного блюда. К сожалению, это справедливо и для "The Unknown": несмотря на грандиозность замысла, диск представляет собой убедительный образец арт-рокового занудства, исполненного, надо признать, блестяще, но выглядящего все же несколько пресновато и однообразно.

*****

Jadis – "Fanatic" (2003)

Пятый (уже?) альбом очередного all-stars-band британского нео-прогрессива, в которую входят отец-основатель IQ клавишник Мартин Орфорд; некогда "ареновец", а ныне басист тех же IQДжон Йовитт, а также барабанщик Стив Кристи (John Wetton band). Однако множественный опыт расплодившихся в последнее время как тараканы прог-сборных показывает, что в них весьма важно не сколько кто, сколько вокруг кого группируются в кучку. Главной фигурой Jadis считается гитарист Гэри Чендлер, по совместительству еще и автор текстов и основной же их исполнитель. Вот и ключ: виртуоз Орфорд вкупе с многоопытной ритм-секцией создают здесь аппетитный (и временами вполне самодостаточный) фон для энергичной гитары и романтического вокала. В музыке проекта заметны влияния Kansas и Marillion, однако наряду с насыщенными композициями ("I Never Noticed", "The Great Outside") диск содержит и просто качественно аранжированный поп-рок чуть сложнее Duran или A-Ha ("Each a Everyday") или прелестную инструментальную нью-эйджевую миниатюру "Fanatic", давшую название всему альбому. Ни третьим составом IQ, ни тем более четвертым альбомом Transatlantic пластинка не выглядит, но и унылая роль пылесборника на вашей полке ей, пожалуй, все же маловата будет!

*****

Dianne Reeves – "A Little Moonlight" (2003)

Альбом лирических джазовых и соул-стандартов и стилизаций, записанный в Нью-Йорке под руководством легендарного продюсера Арифа Мардина (ранее работавшего с Норой Джонс и Ареттой Фрэнклин). Пластинка камерная по составу – в студии певице аккомпанировало ее любимое трио, с которым она гастролирует последнее время (пианист Питер Мартин, басист Рубен Роджерс и барабанщик Грегг Хатчинсон), плюс пара приглашенных гостей (гитарист и трубач). По словам Дайаны, взаимопонимание, которого ей удалось достичь с группой, сродни телепатической связи – как и на заре эры грамзаписи, несколько треков были записаны буквально с одного-двух дублей; правда, часть материала они уже с успехом ранее обкатали на концертах. Для альбома певица отобрала любимые песни; почти все они – о любви и о человеческих чувствах, будь то ритмичная "What a Little Moonlight Can Do", спокойная и мягкая "Skylark" или напевная "I’m All Smiles". Несколько музыкальных бриллиантов, собранных вместе, может и не превратятся в роскошную диадему, но и каждый по отдельности блестит и сверкает словно хрупкие жемчужины росы в лучах лунного света.

*****

Астра – "Белые снега" (2003)

Не потребуется много времени, чтобы понять, какую музыку ребята слушали в юности: Deep Purple, Whitesnake, Uriah Heep, Glenn Hughes – вот первое, что приходит на ум после беглого ознакомления с пластинкой. Вообще-то Астравитяне любви к британским динозаврам мелодичного харда особенно и не скрывают: настырно лезущий в уши "Хаммонд-Б-3", структура композиций (попеременно солирующие гитара и орган), даже названия типа "Шутка в темно-пурпурных тонах" доходчиво разъяснят мало-мальски сведущему, где именно лидеры группы Андрей Быковский и Игорь Федосеев черпают вдохновение. Причем, что особенно приятно, практически ежеминутно сверяясь с творчеством вышеупомянутых исполнителей, Астра, тем не менее, исполняет собственный материал, так сказать, "музыкой навеянный". Иначе говоря, имеет место "трибьют-группа", но наша, российская! Наиболее впечатляют треки "Приходящие извне" (по мотивам "Fireball"), "Город Жажда" (не без оглядки на вокальную манеру Хьюза), суровая баллада "Соловей и медальон", уже упоминавшаяся "Шутка..." а также песенка-прощание-с-юностью под названием "39" (наиболее эрудированным слушателям предлагается самостоятельно угадать, как в оригинале именовался ее прототип). Не очень удачны, правда, тексты в нескольких композициях, какие-то они искусственные; к счастью, таковых немного. Зато нельзя не отметить очень высокое качество записи и сведения, редкое для отечественных хард-рокеров. Для пятерых сорокалетних музыкантов этот релиз стал фактически дебютом – яркой вспышкой с пурпурным оттенком. Чтобы сделать такой альбом, надо просто уметь играть, быть фанатом своего дела и встретить единомышленников. И еще – обязательно – с детства слушать правильную музыку.

Выбор читателей