Загадки утопленника

Меланхоличная созерцательная история, где эволюция героев проявляется не столько в их поступках, сколько в неловких жестах, неожиданных истериках и плавной сексуальности




Бассейн (Swimming pool), Франция, 2003
Режиссер: Франсуа Озон
В ролях: Шарлотта Рэмплинг, Людвин Санье


Среди всех жанров кинематографа, кроме мюзиклов, больше всего уподобляются музыкальному произведению именно детективы. Здесь, как нигде в кино, важны ритм, мотив и тональность, и не дай бог детективу где-то сбиться и начать фальшивить. Франсуа Озон – композитор известный и состоявшийся. Его уже называют живым классиком и ставят его выполненные в ретро-манере детективы в пример всем новичкам жанра.

Симфонии Озона, в последнее время регулярно подгоняемые на ММКФ (в прошлом году – "8 женщин", в этом – "Бассейн"), длятся долго и звучат очень сдержанно, без громких соло, почти без ударных и всего, что могло бы разбудить задремавшего зрителя. И, тем не менее, неизменно преподносят в самом конце сюрприз, изящный и невероятный настолько, что Агата Кристи начала бы комплексовать из-за своей банальности.

Свежий фильм Озона "Бассейн" - это опять в первую очередь удачно стилизованное ретро. Неважно, в какую эпоху происходит действие - такой фокус у Озона неизменно получается мастерски. Одновременно "Бассейн" умудряется вполне убедительно шокировать популярным в последнее время психоаналитическим подходом: вместо классического детективного приема, когда преступник мимикрирует под безобидного обывателя, активного помощника следствию или даже самого рассказчика, нам являют всего нескольких действующих лиц и практически полное отсутствие загадки. Правда, тем не менее, лежит, как и в "8 женщинах", в скрытых областях человеческого сознания, подвластного лишь психоанализу. И если в классическом детективе особо наблюдательный и эрудированный зритель с закрытыми глазами вычисляет преступника (тот, кто меньше всего привлекает внимания на экране), то чтобы додуматься искать разгадку в подсознании персонажей и повествователя, надо иметь особую страсть к "новому детективу". Последние, впрочем, появляются вполне регулярно – вспомнить те же озоновские экзерсисы или монструозный "Госфорд Парк" - и упрямо получаются удачными уже благодаря элитарности самого жанра.

Как показывает вековая практика, настоящий, добротный детектив должен быть английским, если не по происхождению, то уж точно по духу. "Бассейну" этого не занимать, ибо это в крайней степени, совсем даже не по-озоновски английский фильм. Даже заглавие у него выполнено по-английски, что для француза совсем уж не типично. Но пьеса, которая разыгрывается в "Бассейне", лучше всего подходит именно для стереотипных кресла-качалки и курения ручной работы трубки.

Англичанка Сара Мортон (Шарлота Рэмплинг) – вылитая Джессика Флетчер из "Она написала убийство": пишет детективные бестселлеры, ездит на дряхлом велосипеде, пользуется уважением старшего поколения. Она погружается вдруг в мутную депрессию: жизнь скучна, идеи черпать неоткуда, книги пользуются спросом, но выходят штампованными, без души. Издатель и близкий друг советует ей отдохнуть, набраться вдохновения, переосмыслить жизнь и предлагает пожить в своем пустующем домике на юге Франции. Мортон прибывает в настоящий первозданный рай для тех, кому за тридцать. Солнце заливает этот скромный уголок, деревья покачиваются на ветерке, много километров вокруг ни души, кроме раз в неделю приходящего садовника Марселя. Курортную гармонию вдруг нарушает дочка владельца дома Жюли (прославившаяся благодаря мощной груди старлетка Людвин Санье), которая заваливается в коттедж со своим бородатым накачанным бойфрендом. Бойкая Жюли превращает уединенный созерцательный отдых фригидной Сары в сумасшедший дом: они с утра до вечера пляшут под диковатый хаус, упаивают Сару, теребят ее пошловатыми шуточками – и потом Саре приходится наслаждаться звуками их плотской страсти. Одновременно с этим стареющая писательница осознает, что все больше тянется к Жюли, очарованная ее жизненной энергией, обаянием и непосредственностью. В Жюли есть то, что помогло бы Саре написать свежую книгу, то, благодаря чему Сара могла бы ее полюбить... Все портит хамоватый мачо, изо дня в день потешающийся над комплексами англичанки и устраивающий однообразные любовные игры со своей подружкой. Кажется, он достал уже всех...

Прелесть "Бассейна" именно в том, что он донельзя статичен. Это меланхоличная созерцательная история, где эволюция героев проявляется не столько в их поступках, сколько в неловких жестах, сомневающемся взгляде, неожиданных истериках и плавной сексуальности, единственном чисто французском позыве, что движет героями. Баланс "курортного детектива" соблюден идеально: интересно в первую очередь не кто совершил убийство, а как на него реагируют герои. С Сарой Мортон происходят удивительные трансформации: прежде тихая одинокая писательница невозмутимо закапывает труп, ради отвлечения внимания отдается садовнику, вдруг своенравно отказывается от услуг старого издателя и, полная экстравагантного эгоцентризма, издает книгу, которую считает лучшей из своего творчества. Фильм под конец выкидывает точно такой же фортель: герои вдруг начинают разыгрывать совершенно другие роли, авторство нового романа "Бассейн" ставится под сомнение, как и сам факт убийства. Кажется, вместе с привнесением в детективы внутренней психологической интриги теряется и классическая связь событий: убийство, а потом расследование. В третьем тысячелетии проблемы возникают не столько с убийцей, сколько с самим трупом.

"Бассейн" – зрелище, конечно, специфическое. Это один из самых камерных детективов последнего времени, попасть на него случайно представляется маловозможным: на этот фильм идут люди, точно знающие, чего ожидают. Жаль, меню закусочных при кинотеатрах не соответствует таким фильмам: "Бассейн" надо смотреть, не чавкая попкорном, но неторопливо потягивая выдержанный скотч.

Смотрите в кинотеатрах столицы с 10 сентября

Как соловей майской ночью: обнародована запись вокала Успенской без фонограммы

В Москве прошел мемориальный "Музыкальный марафон поддержки от звезд "Русского Радио". Он призван поддержать и тех, кого коснулись страшные события 22 марта в "Крокус Сити Холле", и всех жителей страны, вселить в них веру. Любовь Успенская исполнила на марафоне два хита

Выбор читателей