Противно быть богом

Джим Керри основательно тряхнул лицевыми мышцами в новой голливудской комедии. Он стал Богом. Что дальше? А ничего нового. Герои будут много кривляться, рвать штаны, писаться и пукать. Зрители (предположительно) – смеяться

Брюс Всемогущий (Bruce Almighty)
США, 2003
Режиссер: Том Шейдьяк
В ролях: Джим Керри, Морган Фримен, Дженнифер Энистон


"Брюс всемогущий", премьера которого прошла 18 сентября в "Пушкинском", совершенно бесконтрольно обращается с известным словом из трех букв. Бога известный комедиограф Том Шейдьяк (его шаловливым ручкам принадлежат "Чокнутый профессор" и "Эйс Вентура") делает чернокожим, а силу Всевышнего вручает кривляке Джиму Керри. Который использует божественное могущество для поистине великих целей: например, через пять минут после осознания Дара развлекается разгоном волн в тарелке томатного супа... Веселье, впрочем, лишь начинается; жаль только, что, невзирая на благодатную тему, открывающую колоссальное поле для находок, дальше герои все равно будут в основном кривляться, рвать штаны, писаться и пукать.

Создатели "Брюса" размахнулись так широко, что запустили в картину аж двух богов. Один, сценарный (в исполнении хмурого Моргана Фримена), то изображает юродивого, то занимается уборкой (шваброй машет), то своевременно меняет лампочки в осветительной системе мироздания. Другой – собственно Джим Керри, бог чудаческих комедий, господин с гуттаперчевым лицом, которому никакой скандинавской маски не нужно, чтобы на глазах перевоплотиться в совсем другого человека либо и вовсе во что-то негуманоидное. Но в данном конкретном случае наблюдается явный дисбаланс: Мистер Миллион Улыбок – божество, все остальные – немая паства. Ни почтенный Морган Фримен, ни солидный Филип Бейкер Холл ("Догвилль" и "Магнолия") даже и не пытаются выкинуть какую-нибудь интересную штуку. Зато Керри валяет дурака за весь актерский состав, каждые три минуты характерно скалится и нараспев рычит: "Пр-р-р-екрасно!".

Его герой Брюс Нолан – форменный неудачник, в сорок лет остающийся заурядным репортером, которого никто не воспринимает всерьез. Вместо того чтобы сидеть в уютной студии, ему приходится мерзнуть и мокнуть, брать интервью у имбецилов и строить из себя клоуна рейтинга ради. В конце концов, Брюса выкидывают с работы за обидное "правдорубство" в прямом эфире. Раздосадованный и обиженный на весь мир, он упрекает Боженьку в некомпетентности. Тот, вопреки обыкновению, отзывается: звонит впавшему в депрессию герою, назначает встречу и на аудиенции вручает ему, как бы между прочим, свое могущество. После первого шока обрадованный Брюс в рамках божественной миссии по доставке счастья до адресата начал, понятно, с себя. Одним мановением руки он строит коллег, насылает на районных гопников анально пенетрирующую обезьяну, выписывает себе блестящий спорткар, замазывает, как ластиком в Фотошопе, тучи на небе и подтягивает на божественной леске Луну поближе к балкону. Устраивая карьеру, Брюс начинает сам генерировать сенсации: то наколдует свеженайденный труп перед объективом своей камеры, то нашлет скромный метеорит на поле, где проходит кулинарный фестиваль.

Естественно, наш герой, не обученный всем тонкостям божественной кухни, опрометчиво нажимает на молитвокомпьютере "Ответить всем: да!", чем провоцирует мировой хаос. На этом месте российский зритель начинает зевать: всем знакома история про то, как "трудно быть богом", и понятно, что в самый ответственным момент Всевышний явится, заметет помелом весь бардак и наставит корыстного Брюса на путь истинный. У жителей Америки, где фильм прошел на ура, другое восприятие: к Богу здесь относятся как к сильной регулирующей силе в капиталистическом обществе.

Нацию, живущую с девизом "In God we trust!", фильм определенно зацепил. Так, недавно новостные агентства раструбили о скандальном курьезе. Дело в том, что Бог выходит на связь с Брюсом посредством пейджера, где высвечивается телефонный номер без липового кинематографического префикса 555. Американцы ка-ак ринулись звонить по нему! Жертвой телефонной истерии стала некая Дон Дженкинс, потерявшая сон и покой из-за сотен звонков от желающих пообщаться с Богом.

Напоследок отметим занятную тенденцию: если в классическом "О Боже!" Всевышний как ни в чем ни бывало разъезжал на мотоцикле, то в "Брюсе всемогущем" он сидит за PC и общается с паствой через Интернет. Скоро (вот увидите!) Боженька станет трансвеститом и начнет величественно употреблять наркотические препараты.


С 19 сентября в кинотеатрах "Формула кино", "Каро фильм", "Горизонт", "Люксор" и других.

Выбор читателей