Эпоха Новой Экономики начинается со скандала

Если Минсвязи России будет прислушиваться ко мнению самого рынка - ведущих ИТ компаний – это пойдет на пользу и самому министерству, да и стране в целом




Несколько дней назад состоялось заседание правительства России по вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в системе государственного управления. Говоря сухим языком, члены кабинета министров сформулировали общие цели и задачи процесса информатизации органов государственной власти, определили практические пути их достижения, а также ожидаемые результаты от реализации этих планов.

Однако, как сообщили по горячим следам этого события "Новые известия", настроение собравшихся омрачил весьма низкий уровень документа, представленного руководителем Минсвязи России Л.Рейманом. Причина, по крайней мере, как утверждает руководитель компании IBS Анатолий Карачинский, состоит в следующем. А.Карачинскому в начале лета этого года Министерством связи было предложено принять участие в подготовке текста выступления министра. Несмотря на плотный график, ИТ-руководитель согласился помочь, поскольку дело для страны важное, хоть и сулящее компании сиюминутной прибыли.

Опыт работы у Карачинского в сфере ИТ-бизнеса немалый, на его счету – создание нескольких компаний, занимающихся программным обеспечением, участие в разработке законопроектов и консультации президентских структур. В общем, человек знает "болевые точки" и перспективы развития информационных технологий. И дело вроде бы пошло: был собран целый коллектив с участием ведущих американских аналитических компаний, проведен комплекс исследований рынка. Подготовленный вариант доклада прошел экспертизу известных специалистов, главным образом из руководства Минэкономразвития; высказали свое мнение и иностранные эксперты. Все были единодушны в том, что документ получился весьма высокого качества. В итоге Минсвязи убило сразу двух зайцев: сэкономила государственные деньги, не потратив ни копейки на весьма затратную в финансовом плане работу, и получило документ, в котором обозначен план решения целого спектра проблем, о которых ответственные за информатизацию страны ведомства говорят в течение ряда лет.

В проекте доклада была обозначена роль, дан подробный анализ, поставлены цели и задачи использования ИТ и определены направления совершенствования государственной политики использования ИТ органами власти. Материал насыщен большим объемом цифр и примерами успешно реализованных ИТ-проектов. В деталях расписан план создания ряда комиссий с предложением передачи им соответствующих полномочий, а также предложен проект создания института управляющих по ИТ во всероссийском масштабе. Реализация предложенных мер позволила бы построить то, о чем на протяжении ряда лет говорили все ответственные за реализацию федеральной целевой программы (ФЦП) "Электронная Россия" структуры – межведомственное взаимодействие. Однако, как утверждает Карачинский, Минсвязи удалило из документа наиболее важные разделы, касающиеся именно формирования межведомственных структур.

По мнению главного разработчика проекта доклада, озвученный министром текст представлял собой довольно жалкое зрелище по сравнению с тем, что было разработано целым рядом высококвалифицированных специалистов. Справедливости ради надо сказать, что некоторые позитивные моменты г-н Рейман все-таки обнародовал. Так, признано целесообразным создание в федеральных органах власти службы управляющих по информационным технологиям. Аналогичное мнение по этому поводу и у Минэкономразвития. Однако Карачинский заметил, что остался неясен вопрос о непосредственной подчиненности института управляющих по информационным технологиям. В этом направлении еще предстоит серьезная работа.

Руководитель компании IBS предполагает, что причиной существенного изменения текста доклада является беспокойство руководства Минсвязи собственными перспективами. Дело в том, что создание надотраслевых межрегиональных структур Минсвязи может стать не таким уж необходимым для решения вопросов информатизации.

Подводя итог, можно сказать, что все развитые страны имеют собственные программы информационного развития. Они представляют собой своего рода план по развитию интеллекта страны, - каким должен быть мозг государства через пять, десять и двадцать лет. В них обозначены пути достижения поставленных целей и проблемы, которые предстоит решить. В приближающуюся эпоху Новой Экономики необходимость таких документов для России сложно переоценить. Однако в свете последних событий России может угрожать по крайней мере заторможенность в интеллектуальном развитии. И думается, если Минсвязи России, ответственное за разработку фундаментальных программ по различным направлениям инфокоммуникационных технологий будет прислушиваться ко мнению самого рынка - ведущих ИТ компаний – это пойдет на пользу и самому министерству, да и стране в целом.

Выбор читателей