Кандидат от яблони не далеко падает

Провал "Яблока" в Питере может стать прелюдией к поражению на думских выборах




5 октября в Санкт-Петербурге состоится второй тур губернаторских выборов. По результатам первого тура, состоявшегося 21 сентября, ни один из кандидатов не смог набрать положенных для безоговорочной победы 50% плюс один голос. Теперь вышедшим на финишную прямую Валентине Матвиенко и Анне Марковой - соответственно первому и второму номерам по итогам прошлого забега - остается надеяться на сознательность горожан, их политическую активность и соответствующую погоду, которая, как выясняется, отчаянно противодействует процессу демократического волеизъявления.

Между тем в преддверии решающей схватки не только штабы кандидатов, но и политологи анализируют итоги первого тура, подарившего им обильную пищу для размышлений. Вдруг выяснилось, что президентский ресурс, отождествляемый в данном контексте с Валентиной Матвиенко, может и не стать гарантией абсолютного успеха. Набранные фаворитом гонки 48,73% голосов с учетом беспрецедентно низкой явки избирателей и при активном голосовании "против всех" все-таки пришедших к урнам, означает, что только каждый седьмой имеющий право голоса житель города на Неве связывает с ней свои надежды на хорошую жизнь. Результат тем более показательный, что речь в данном случае идет о непростом кандидате. Матвиенко - не только протеже Владимира Путина, но и человек, неплохо себя зарекомендовавший с 1998 г. на пропащей должности министра по социалке, что на общем фоне послеяковлевской разрухи должно было принести неоспоримые дивиденды.

Однако для петербуржцев, похоже, все, кто идет во власть от Власти - горше неволи. Выезд в хорошую погоду за город стал лишь политкорректным поводом одарить будущее начальство презрительным равнодушием. Вторым, не менее ярким провалом прошедшего голосования стал провал "яблочника" Михаила Амосова, набравшего вдвое меньше голосов, чем "номер 2", Анна Маркова, и почти в семь (!) раз меньше, чем Валентина Матвиенко.

Внимание к Амосову с начала избирательной кампании в Санкт-Петербурге определялось двумя обстоятельствами. Долгое время было принято считать, что Северная столица неровно дышит к Григорию Явлинскому и возглавляемой им партии. Да и сам лидер "яблочников" всегда рассматривал город чуть ли не как свою электоральную вотчину. Между тем раз от раза ухудшающиеся для "Яблока" итоги голосования по Питеру на выборах разного уровня показывали, что ситуация давно изменилась. Менее чем четыре года назад противостоявший на губернаторских выборах Владимиру Яковлеву выдвиженец "Яблока" Игорь Артемьев набрал в абсолютном исчислении вчетверо больше голосов избирателей, чем нынче Амосов. К нынешним выборам центральное "Яблоко", погруженное во внутренние склоки, отягощенное развязанной войной с СПС, озабоченное поиском мест в федеральном партийном списке для представителей "ЮКОСа", оказалось не готово. Ни внятной программы, ни яркой избирательной кампании предъявлено не было.

За неделю до выборов во время визита в Санкт-Петербург Григория Явлинского и Игоря Артемьева обсуждался вопрос о целесообразности участия выдвинутого партией кандидата в борьбе за кресло губернатора. И пришли к неутешительному выводу, что прогнозируемый низкий результат Михаила Амосова на выборах губернатора может плачевно отразиться на думской кампании "Яблока". Говорят, что на таком мнении особо настаивал хорошо знающий местный расклад сил Игорь Артемьев. И Амосову было предложено снять свою кандидатуру, от чего тот категорически отказался. Сутки спустя лидер "Яблока" Григорий Явлинский заявляет, что "все ложь", что никакого давления со стороны партийного руководства на Амосова нет, и тот пойдет на выборы при любых обстоятельствах.

Такая неразбериха, впрочем, легко объясняется просачивавшейся информацией о постоянных переговорах и бесконечных согласованиях "яблочников" и штаба Валентины Матвиенко. Результат оказался плачевным: "Яблоко" сослужило Амосову явно плохую службу. Слухи о том, что Явлинский, выдвинув Амосова, помогал Матвиенко в осуществлении "альтернативных" выборов, а, когда угроза второго тура стала явной, пытался снять его с дистанции, руководствуясь интересами все той же Валентины Ивановны, подорвали и без того невысокий рейтинг Амосова. Избиратели отвернулись от кандидата, за спиной которого была устроена политическая возня. В результате он уступил другим участникам гонки, имевшим изначально значительно куда более слабые позиции.

В очередной раз за видимой "принципиальностью" "Яблоко" Явлинского попыталось скрыть тактические подковерные маневры, мало относящиеся к игре на политическом поле как таковом. Ситуация с выборами в Санкт-Петербурге повторяет общероссийскую: в то время как на главном ринге в принципиальной схватке политические тяжеловесы выясняют свои отношения, на обочине процесса отирается "Яблоко", то и дело попадаясь под ноги то одному, то другому бойцу. Провал Михаила Амосова на выборах в Санкт-Петербурге, так же как и провал другого ставленника Явлинского - Юрия Кузнецова в Свердловской области, являются очередными свидетельствами, подтверждающими мрачные прогнозы аналитиков, относительно непрохождения "Яблоком" 5-процентного барьера на выборах в Государственную думу.

Выбор читателей