Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Естественно, впоследствии эта строгая упорядоченная система не смогла приспособиться к изменениям геополитического характера и под занавес XIX века быстро пришла в упадок. Ведь в условиях нового времени она утратила свою актуальность и с самого начала не отличалась ни гибкостью, ни какими бы то ни было аналитическими свойствами. Это было связано, с одной стороны, с полуколониальным положением Китая, а с другой – с замкнутостью и отчужденным отношением самого населения к тому, что творится за пределами Поднебесной империи. Такое состояние дел привело к отставанию системы китайского образования по сравнению с общемировыми показателями.
С 1949 г., когда, собственно, и была создана КНР, началась новая эра, эпоха великих перемен, которая, по определению, не могла не затронуть и системы образования.
Если сейчас взглянуть на Китай, то нельзя не поразиться. Темпы его экономического роста поистине огромны. Год за годом Поднебесная вырастает в сверхдержаву даже не азиатского, но мирового значения. И, естественно, при создании экономического, научного и производственного потенциала страны крайне важную роль играет фактор образования, об уровне которого, в частности, говорит количество китайских студентов, обучающихся за пределами исторической родины. Это одно из направлений не только образования как такового, но и хорошо продуманной внешней политики.
Агентство "Синьхуа" приводит данные Министерства образования: за последние четверть века из Китая на учебу в порядка 100 стран мира были направлены более 580 тыс. человек, из которых около 110 тыс. человек, закончив учебу, вернулись на родину. Вместе с тем Китай – одна из стран мира, принимающая сейчас на учебу также довольно внушительное количество иностранных студентов (за последние 20 лет их было принято около 300 тыс. человек из 152 стран).
Возвращаясь на родину, молодые специалисты становятся движущей силой социально-экономического развития. Это они делают новый Китай, это с ними, кстати говоря, нужно будет вести диалог российским политикам и экономистам, потому что Китай – хотим мы того или не очень – один из главных наших партнеров.
Чтобы убедиться в действенности практики образовательных обменов, достаточно лишь привести следующие данные, которые помогут прояснить ситуацию. Как стало известно в Министерстве кадров КНР, 81% членов Академии наук и 54% членов Инженерной академии обучались за границей. Это говорит очень о многом. Возведенный в ранг государственной политики курс ориентации на обучение своих граждан "на стороне" дает полную противоположность так хорошо знакомой нам утечке мозгов. Кроме того, получившие образование за границей научно-технические работники вносят важный вклад в обеспечение целого ряда прорывов в высокотехнологичных областях.
Конечно, не каждый посланный обучаться за границу молодой китаец захочет вернуться в родные пенаты и дышать "дымом отечества". Конечно, "там" (если речь идет о Западе) – больше свободы, да и уровень жизни значительно выше, там все по-другому, в конце концов, хотя бы потому, что, в отличие от Китая, там не нужно все время притворяться оптимистом. Прожив детство в те годы, когда страна оправлялась от последствий культурной революции, наверняка очень приятно всласть "позагнивать" в капиталистическом обществе… Да, те, кто прельстился образом жизни Запада, редко возвращаются, но вряд ли они будут людьми первого сорта за границей. А те, кто все-таки вернулся, будут стоять или уже стоят в авангарде Китая, на родине перед ними открыты все пути.
Особого внимания заслуживает тот факт, что практика студенческих обменов и стажировок исходит от госаппарата, так что и отправляются будущие китайские специалисты за рубеж за государственный счет. Плюс ко всему мало отправить – надо еще и принять: очень важно и то, что им есть куда вернуться – подавляющая часть будет успешно работать по избранной специальности.
Сейчас в Китае работают около 300 учебных заведений, основанных на международном сотрудничестве. На протяжении 1990-х гг. данная политика пользуется неизменной поддержкой государства. Причем высшее профессиональное образование тесно связано с насущными потребностями экономики, науки и техники и имеет под собой чисто прикладную основу. Уже не за горами, например, запуск китайского космического корабля. И аналитики прогнозируют такое развитие ситуации, когда Россия уступит место Желтому дракону в космическом пространстве… Китай и США будут, возможно, главенствовать в космосе. Что же до России, то из-за постоянных проблем финансового характера она рискует получить сильный моральный удар, который может отразиться на международном ее престиже.
Тут есть над чем задуматься. В России уже несколько последних лет под сомнение ставится практика бесплатного государственного образования как такового, что уж говорить об обменах. Не будет преувеличением сказать, что у нас практика международных студенческих обменов отстает от китайской. Само слово "бюджетник" – как, в частности, работник образования, да в том числе и высшего – уже стало синонимом человека, скромно живущего на скудный государственный счет. Конечно, Москва – исключение, но по всей России дело обстоит именно так.
И напоследок еще один из аналитических прогнозов, касающихся наших с Китаем взаимоотношений. Возможно, через 20 лет каждый шестой или даже пятый студент российских вузов будет китайцем по национальности. Практика китайских международных обменов может дойти и до такой диспропорции.
Преступления удалось предотвратить