Время собирать хиты

Компиляции типа "Greatest Hits" – своеобразный итог творчества артиста. Если лучших вещей легко набирается на двойной альбом – значит, карьеру можно признавать удачной...

Сразу три пластинки из попавшихся мне под горячую руку в последнее время оказались компиляциями типа "Greatest Hits". Отличная возможность заиметь все любимые песни в одном флаконе, особенно если собрать коллекцию "номерных" альбомов не сложилось или просто было лень.

Peter Gabriel – "Hit" (2003)
Когда в 75-м Питер Гэбриэл, как тогда казалось, ни с того ни с сего покинул Genesis, поклонники впали в глубокий шок. Лишь в 1977-м музыкант прояснил ситуацию окончательно, посвятив этому вопросу композицию "Solsbury Hill" на дебютной пластинке. В Британии песня попала в Top-20, обозначив тем самым вполне успешное начало сольной карьеры. Два последующих альбома (названные, как и дебют, просто именем-фамилией), продолжили линию великолепного пост-генезисовского вокально-инструментального арт-рока, пока еще избегая упрощенного четырехаккордного аккомпанемента – наверное, оттого в подборке, названной просто и предельно емко – "Hit", четыре первых альбома представлены лишь пятью ударными треками. Настоящим кладезем хитов для редакторов компиляции стали такие работы Гэбриэла, как "So" (1986) и "Us" (1992) – четыре и три композиции соответственно: "Sledgehammer", "Big Time", "Steam" и остальное в таком же духе... Вторая часть именуется "Miss" – т.е. хиты потенциальные, но широкой общественностью проигнорированные. Здесь куда меньше приглашений подвигаться, больше этнических обращений и собственно арт-рока: субъективно второй CD выглядит даже более интересным. В любом случае, двойной сборник достаточно адекватно отражает сольное творчество Питера Гэбриэла, а в разделении "хитов" на танцы и арт прослеживается какая-никакая логика.
(****)


Pet Shop Boys – "Pop Art" (2003)
Можете веселиться и можете злословить, но выводы, оформленные несколькими строками ранее, большей частью справедливы и для данного издания: это тоже сборник лучших вещей, тоже двойной и обе части тоже получили имена собственные – "Pop" и "Art" соответственно; да и обложки словно соревнуются в лаконичности и аскетизме оформления... Однако здесь жанровые границы куда более условны – "Go West" и "It's A Sin", безусловно, попса, но вот "West End Girls" или "Rent" – оказывается, уже арт? Проще говоря, трех официальных сборников стареющим флагманам британского электро-попа показалось недостаточно, отсюда и возник такой не слишком оригинальный маркетинговый ход. При составлении двойного альбома представителям Parlophone даже не пришлось долго ломать головы: 33 из 35 представленных здесь композиций в разное время побывали в британских чартах на позициях с двадцатой по первую. А в качестве "завлекалочки" для слепо влюбленных фанов, собравших уже все и вся, сюда специально включены две свежие композиции 2003 года "Miracles" и "Flamboyant" – по одной на каждый из двух CD.
(****)


Erasure – "Hits!" (2003)
Наряду с вышеупомянутыми PSB, Depeche Mode и Duran Duran, дуэт Erasure (основанный, кстати, бывшим участником DM Винсом Кларком) лет двадцать назад считался восходящими звездами британской "новой волны". Все течет; не все меняется... На сегодняшний момент группа умудрилась выпустить одиннадцать "номерных" пластинок, походящих друг на друга как родные братья. Однако среди вереницы откровенно танцевальных поделок в активе музыкантов имеются и несколько действительно запоминающихся номеров вроде DM-подобной "Ship of Fools", неприкрыто плагиатной "Love To Hate You" (во времена моего детства называвшейся "I Will Survive") или трех миленьких аббовских каверов "Take a Chance On Me", "Voules-Vous", "Lay All Your Love..." – естественно, все они присутствуют здесь. И если для двух предыдущих участников забега необходимость выпуска компиляций вопрос во многом условный, то в случае с Erasure издатели попали, что называется, в точку: коллекция лучшего – еще туда-сюда, но одиннадцать полноформатных "шедевров" синти-попа и евродиско вряд ли многие из нас способны переварить без последствий...
(***)


Kurt Elling – "Man In The Air" (2003)
Джазовый вокал не ограничивается виртуозным владением голосом, мастерство здесь – лишь одно из слагаемых формулы успеха. Репертуар, разумеется, также весьма немаловажен. Курт Эллинг, 35-летний певец из Чикаго, подходит к решению для себя этого вопроса оригинально, создавая собственную лирику к уже существующим джазовым и блюзовым композициям и завоевав на этом поприще поистине блестящую репутацию – шесть раз за свою карьеру он выдвигался номинантом на Grammy! "Man In The Air" – шестой альбом Курта, здесь он поет композиции Мэтени, Завинула, Хэнкокка, Колтрэйна – людей в джаз-роке более чем авторитетных. Известные вещи в свежем прочтении зачастую приобретают привкус мягких романтических баллад, превращаясь из музыки для одиночек в более универсальный продукт, а сам альбом Эллинга совсем недалек от того, чтобы уже в скором будущем стать новым стандартом "вокального" джаза.
(****)

Выбор читателей