Тайная любовь грузинской оппозиции

Понятно, почему лидеры грузинской оппозиции так сильно обижены на власть: создана видимость их победы, но не более того. Расклад уже очевиден – большинство в будущем парламенте составят сторонники Шеварднадзе




Яростное сопротивление грузинской оппозиции постепенно начинает сходить на нет. Эдуард Шеварднадзе гнет свою линию, утверждая, что все-таки провел "самые демократичные в истории независимой Грузии" выборы. При всей видимости победы оппозиции, контролировать будущий парламент будет именно президент.

Казалось бы, по тем результатам, которые протащила послушная Центральная избирательная комиссия, пропрезидентский блок "За новую Грузию" получает всего 20-21% голосов. Первый номер в его списке и возможный кандидат на пост председателя парламента Важа Лордкипанидзе решил порадовать оппозицию: "В будущем парламенте будет не менее 15 партий, из которых 10 – оппозиционные. Это ли не демократия?". Это мнение постоянно озвучивают и другие представители властей: мол, 80% мест в парламенте будет у оппозиции, так чего она еще хочет, если и так будет контролировать высший законодательный орган?

Но дело в том, что второе место по итогам выборов займет, скорее всего, партия "Возрождение", лидером которой является глава Аджарской автономной республики Аслан Абашидзе. До недавних пор его называли конструктивным оппозиционером. Все стало на свои места после известного вояжа Шеварднадзе в Батуми и оказанного ему там теплого приема. Стало ясно, что последней опорой нынешнего президента оказался именно Абашидзе, в надежность которого верят в Армении, Азербайджане и в России. За "Возрождение", естественно, проголосовало около ста (кто бы сомневался) процентов жителей Аджарии. Вероятно, по всей Грузии "Возрождение" получит 19-20%. С учетом этих голосов получается около 40% депутатских мандатов, которые будет контролировать власть. Но и это не все.

Среди значительной части жителей Тбилиси весьма популярна Лейбористская партия во главе с ее лидером и основателем Шалвой Нателашвили. Лейбористы относят себя к так называемой "третьей силе", беспощадно критикуя не только режим Шеварднадзе, но и оппозицию в лице команды Жвания/Саакашвили. Можно даже сказать, что последних лейбористы ненавидят еще больше, чем президента. Однако существует один нюанс: на самом деле, по мнению аналитиков, господа лейбористы являются специальным проектом команды Шеварднадзе – той самой "карманной оппозицией", которую создают себе правящие режимы в псевдодемократических странах. Всегда удобно иметь такую оппозицию, которая в трудный момент поддержит власть. Именно так и произошло после выборов 2 ноября. Нателашвили и другие функционеры Лейбористкой партии призвали своих избирателей не участвовать в акциях протеста и осудили действия оппозиции, которая выводит десятки тысяч людей на центральные улицы Тбилиси. По прогнозам, Лейбористская партия вероятно получит 11-13%, которые можно смело прибавить в актив Шеварднадзе.

Но виртуоз комбинаций и мастер интриги этим не ограничился. На подходе преодоление 7%-ного барьера еще одним "оппозиционным блоком" – партией "Новые правые". Разумеется, эта политическая сила тоже называет себя противником режима Шеварднадзе, но все ее действия свидетельствуют об обратном. Пока показатели "Новых" колеблются между 6 и 7 процентами, и в такой трудный момент они вдруг сразу забыли свою оппозиционность: призвали сторонников прекратить выступления против произвола властей и в настоящее время тихо дожидаются решения свыше. Торг все еще продолжается, и руководители партии не теряют надежды, что получат свой скромный кусочек пирога. В этом случае "Новые правые" любезно принесут в копилку Шеварднадзе еще 7%.

Между тем в томительном ожидании находятся деятели еще одной оппозиционной силы, на деле проявляющей лояльность власти, – блока "Промышленность спасет Грузию". Это партия олигарха и пивного короля Гоги Топадзе и еще нескольких примкнувших к нему магнатов. Пока ЦИК их не балует, дает лишь пять с лишним процентов голосов. У "Промышленников" шансов, конечно, поменьше, чем у "Новых правых".

Получается, что президент и его команда получают при разных раскладах около 60% голосов депутатов, прошедших по партийным спискам, что уже можно назвать парламентским большинством. Остаются только две партии, реально противостоящие президенту, – "Национальное движение" (19%) и "Бурджанадзе – демократы" (10%).

Но в Грузии, как и в России, часть депутатского корпуса избирается в одномандатных округах. Тут оппозиция столкнулась с настоящим административным ресурсом и, вероятно, в конечном счете проиграет. Представители ЦИК Грузии уже заявили, что 2 ноября было избрано 54 мажоритарных депутата, а в пяти регионах 23 ноября состоится второй тур выборов. В остальных избирательных округах будут проведены повторные выборы. В числе 54 депутатов, избранных в одномандатных округах, 18 представителей пропрезидентского блока "За новую Грузию", 6 представителей "Возрождения", 4 члена "Национального движения", трое "Новых правых", два промышленника и одинокий лейборист. Остальные 19 кандидатов называют себя независимыми, однако, по мнению оппозиционных лидеров, и они в реальности являются сторонниками режима Шеварднадзе.

Становится понятно, почему лидеры оппозиции так сильно обижены на власть. Создана видимость их победы, но не более того. Расклад уже очевиден – большинством в будущем парламенте завладели именно сторонники Шеварднадзе.

Выбор читателей