Затяжной пир духа для столичных театралов

Лучшие спектакли в истории фестиваля "Золотая маска" снова можно будет увидеть на московских площадках. С молока заново снимут сливки, праздник повторится, любовь вернется к тебе...




"Золотая маска", главный российский театральный фестиваль, ежегодный смотр достижений отечественного театрального хозяйства, начал работать в 1994 году. Соответственно, нынешний год – юбилейный. За десять лет существования фестиваль превратился в одно из самых помпезных событий московской культурной жизни, торжество театрального официоза. В то же время, десять лет "Маски" – это десятилетняя история московских гастролей самых выдающихся театров России. Маленький flash back: 9 февраля стартовала юбилейная гастрольная программа, в рамках которой все лучшие спектакли в истории "Золотой маски" снова можно будет увидеть на столичных площадках. С молока заново снимут сливки, праздник повторится, любовь, как было обещано в древней рекламе MTV, вернется к тебе.
Гастрольная программа продлится весь февраль и март, до начала собственно фестиваля.

Театр Балета Бориса Эйфмана, Санкт-Петербург
"Кто есть кто" – 9 и 10 февраля, 19.00, Большой театр, новая сцена
"Русский Гамлет" – 11 февраля, 19.00, Большой театр, новая сцена
"Красная Жизель" – 12 февраля, 19.00, Большой театр, новая сцена
Балет одного хореографа – в России дело опасное и неблагодарное, и, тем не менее, театр Бориса Эйфмана, в прошлом году отметивший 25-летний юбилей, по праву считается одним из лучших балетных театров в стране и за ее пределами. Рекламировать бессмысленно – Эйфман рекламирует себя сам. Смотреть.

MENO FORTAS, Литва
"Гамлет" – 17 февраля, 19.00, театр им. Моссовета "Макбет" – 19 февраля, 19.00, театр им. Моссовета "Отелло" – 21 февраля, 19.00, театр им. Моссовета Три спектакля "шекспировской трилогии" Эймунтаса Някрошюса – чуть ли не самые известные из его постановок. Настоящий подарок от "Золотой маски": спектакли старые, и кто не увидит их в рамках фестиваля, не увидит их больше никогда. Подарок и то, что представления идут через день: выдержать 15-часовой шекспировский марафон не способен даже самый заядлый театрал.

Театр АХЕ, Санкт-Петербург
"Мокрая свадьба" – 1, 2, 3 марта, 19.00, Центр им. Вс. Мейерхольда
Клубный проект из Санкт-Петербурга – высокое качество отечественного перформанса. Лучше всего о себе расскажут сами. Билеты стоит приобретать заранее – мест в центре Мейерхольда не так уж и много, а наплыв желающих посмотреть на очередное инженерное шоу прославленного питерского коллектива не схлынет никогда.

Театр "Дерево", Санкт-Петербург – Дрезден
"Всадник" – 11, 12, 13 марта, театр Луны (новое здание)
"Отражение" – 14, 15 марта, театр Луны (новое здание)
"Красная зона" – 16, 17, 18 марта, театр Луны (новое здание)
"Острова в океане" – 20, 21 марта, театр Луны (новое здание)
Почти все прославленные спектакли именитого питерско-дрезденского экспериментального театра. Эксперимент – пограничный, на грани между театром и танцем. В спектаклях "Дерева" не слышно слов, зато звучит очень много музыки. Слово рождается где-то на уровне пластики, осторожных движений в великолепных декорациях. К театру это имеет весьма косвенное отношение – скорее это жизнь, зафиксированная на театральной площадке...

Спектакли Евгения Гришковца
"Как я съел собаку" – 13 марта, 13.00, Школа современной пьесы, основная сцена
"Одновременно" – 13 марта, 16.00, Школа современной пьесы, малая сцена
"Планета" – 13 марта, 19.00, Школа современной пьесы, малая сцена
"Дредноуты" – 13 марта, 21.30, клуб "Огород"
"После работы", концерт с группой "Бигуди" – полночь, клуб "16 тонн"
"Все спектакли в один день" – знатный стахановец оказался Евгений Гришковец. Его рабочий забег будет длиться более 12 часов. Кому это надо? – не очень понятно; трудно представить себе фанатов, которые собрались бегать за своим кумиром по всем площадкам и клубам, где он намеревается побывать 13 марта. За один день можно пережить всю историю Гришковца – от его первого спектакля "Как я съел собаку", после которого началось массовое фанатство, до недавней клубной премьеры "После работы", совместного проекта с группой "Бигуди".

Театр оперы и балета, Новосибирск
"Жизнь с идиотом" – 15 марта, 19.00, Новая опера
"Дон Кихот" – 16 марта, 19.00, Большой театр (новая сцена)
"Коппелия" – 17 марта, 19.00, Большой театр (новая сцена)
Театр оперы и балета города Новосибирска и по сей день мало в чем уступает Большому или Мариинке, и его приезд в какой-то степени может заменить гастроли Мариинского театра, неожиданно отмененные в самый последний момент.

Саха Театр им. П.Ойунского, Якутск
"Король Лир" – 22 марта, 19.00, театр им. Маяковского
"Желанный голубой берег мой" – 23 марта, 19.00, театр им. Маяковского
"Олонхо" – 24 марта, 19.00, театр им. Маяковского
Якутский "Олонхо" – "Приз театральных критиков и журналистов" Золотой маски – 2002. Но особо рекомендуется "Король Лир" – трагедия национального якутского масштаба.

Провинциальные танцы, Екатеринбург
"Свадебка", "Кленовый сад" – 26 марта, 19.00, Центр им. Вс. Мейерхольда
Однозначно лучший театр современного танца в России. Без всяких.

ПРОЕКТ "НОВАЯ ДРАМА"
Фестиваль "Новая драма", осенью впервые прошедший в Москве в большом формате, практически полностью дублируется в мартовской гастроли. Что означает только хорошее – "новая драма" будет продолжена. Стоит сказать, что драматургия сейчас переживает несомненный расцвет и, кажется, убежала далеко вперед театра. Пьесы современных авторов достаточно просто проговаривать вслух, тропинки режиссуры к ним еще не протоптаны. Когда лет пять назад истории вслух рассказывал Евгений Гришковец, это было новаторство. Теперь же театр одного актера, публичная читка с театральной сцены – всего лишь тот путь, которым драматургия подбирается к слушателю-зрителю.

Театральная мастерская АСБ, Санкт-Петербург. Спектакли с участием Александра Лыкова
"Я, она, не я и я" – 19 и 20 марта, 19.00, театр им. Моссовета, сцена под крышей
"Активная сторона бесконечности" – 23 и 24 марта, 19.00, театр им. Моссовета, сцена под крышей
Пьесы Клима, режиссура Алексея Яновского, игра Александра Лыкова – спектакли "Театральной мастерской АСБ" отличает крайняя эмоциональность, накал не остывает в течение всего действия. Жизнь смешивается с игрой: в спектакле "Я, она, не я и я" герой Лыкова в едином театральном монологе будет пытаться найти себя за актером, режиссером, зрителем, выстроить новые, по-настоящему искренние отношения с Богом и миром. Мент перестанет быть ментом и станет тем самым великолепным актером, что получил приз за лучшую мужскую роль "Новой драмы"-2002.

Театр "Ложа", Кемерово
"Угольный бассейн" – 21 марта, 15.00, Театр.doc
"Планета неведомых сил добра" – 21 марта, 19.00, Театр.doc
Когда-то в этом театре начинал Евгений Гришковец – пока что тем он и славен. Нельзя сказать, что "Ложа" вызывает интерес как собственно театр – скорее, тут присутствует мучительное чувство гришковецкоподобия. Впрочем, подсмотреть, с чего начинается Гришковец, рекомендуется именно здесь: "Ложа" чуть попроще, но такая же наивная и добрая, как и сам мэтр.

Театральный центр Голосова – 20, Тольятти
"Культурный Слой" – 22 марта, Театр.doc
Всего один день, и самая нашумевшая пьеса сезона. Стрелка современной драматургии колеблется между Москвой и Уралом, на полюсах – две пары братьев: братья Пресняковы из Москвы и братья Дурненковы из Тольятти, каждый выбирает для себя. Самый же яркий продукт "тольяттинского феномена" рекомендуется смотреть в обязательном порядке – хороший не столичный театр отличает не только качество, но и искренность, столичному театру несвойственная.

Камерный театр, Воронеж
"Две маленькие пьесы" (В.Дурненков и Л.Бугадзе) – 26 марта, 18.30 и 21.00, Театральный центр "На Страстном"
"Зима" (Е.Гришковец) – 27 марта, 13.00 и 16.00, Театральный центр "На Страстном"
За спектакль "Две маленькие пьесы" режиссер Михаил Бычков из Воронежа получил приз "Новое дело" (лучший режиссер) "Новой драмы"-2003. Награда заслуженная – надо быть настоящим смельчаком, чтобы решиться в Воронеже, где не существует театральной инфраструктуры, ставить столь радикальную по провинциальным меркам драматургию, и настоящим талантом, чтобы сделать это столь хорошо. Спектакль получился в меру новаторским и по-доброму смешным и наивным. А вот что выйдет из постановки далеко не лучшей пьесы Евгения Гришковца "Зима" – будет ясно только в день спектакля, 27 марта.


Юбилейная программа "Золотой Маски" получилась пестрой, неоднородной и именно потому интересной. Фестивалю есть что показать, зрителю есть что посмотреть – это ли не примета удачного существования театра в непростых отечественных условиях?

По всем вопросам обращайтесь на goldenmask.ru.

Выбор читателей