Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
На этом унылом фоне знатнейший из баронов российской промышленности Олег Дерипаска выступает в центральной общефедеральной газете с программной статьей. Статья называется "Преодоление неравенства – путь к долгосрочной стабильности" и содержит довольно подробную программу социально-экономического развития России, по масштабу едва ли не премьерскую. Само это событие не может не радовать, вне зависимости от содержания статьи. Был ли причиной тому купеческий снобизм, следование гностическому принципу "мысль изреченная есть ложь" или понятная нехватка времени – но не только в нынешнюю эпоху, а и в свои золотые годы олигархическое сообщество не радовало публику новостями своей интеллектуальной жизни. Меж тем страна имеет право знать, что творится в головах крупнейших налогоплательщиков наших, чьими трудами наполняется бюджет и кормится учитель, и врач, и бескорыстный государственный служащий. Неправильно, когда читатели вынуждены формировать свое представление об этих ценных людях почти исключительно по обильно публикуемым прослушкам, с их шумовыми помехами в самых интересных местах и обязательными матерными перебивками, включаемыми, кажется, самими мастерами информперехвата для правдоподобия.
Надо сразу сказать, что мысли Олега Владимировича Дерипаски о судьбах России, изложенные к тому же живым и внятным стилем, интересны и заслуживают внимания, как и сам отрадный факт их появления в печати. Экономические взгляды его, ранее высказывавшиеся публично, были, что называется, противоречивы. По натуре Дерипаска, как все конквистадоры отечественного капитализма, либерал-почвенник, но с уклоном в государственный протекционизм в сферах, затрагивающих его бизнес-интересы – например, автомобилестроении. В подтверждение того, что тут дело одной теорией не ограничивается, вспомним свежую в памяти народной историю с пошлинами на подержанные иномарки.
В нынешней статье хоть и не обходится без любимого термина "промышленная политика", главная тема – не автомобилестроение, а борьба с бедностью. Борьба эта есть президентский приоритет, ключевая тема всех последних выступлений главы государства и неусыпная забота комиссии Игоря Шувалова, так что, с одной стороны, все в рамках генеральной линии, с другой – демонстрируется объем амбиций. Олег Дерипаска совершенно справедливо полагает, что считать признаком отступления бедности механический прирост денежных доходов населения – "демагогическая риторика". Далее следует идущий от сердца пассаж о тлетворности роста курса рубля – такая вечная Песнь экспортера. Из-за подорожания рубля по отношению к доллару и безработица растет, и удвоение ВВП задерживается, и конкурентоспособность страны падает, "до сих пор, кстати, не обеспеченная соответствующей правительственной стратегией реализации". К правительству и его программным продуктам владелец "Базового элемента" суров: административная реформа, вступление в ВТО и переговоры с Евросоюзом по топливно-энергетическим и финансовым вопросам – это "за уши притянутые темы, отвлекающие нас от решения наших насущных проблем". Настоящие же Насущные Проблемы перечислены в списке из 10 приоритетов, с которым весьма любопытно ознакомиться:
1) преодоление сложившегося неравенства, создание возможностей для реализации нашими согражданами своих конституционных прав;
2) воссоздание единого экономического пространства на постсоветской территории;
3) развитие инфраструктуры путем объединения усилий государства и частного сектора (строительство автомобильных и железных дорог, мостов, портов, аэропортов, линий электропередач, электростанций и др.);
4) решение демографической проблемы России;
5) повышение качества жизни (вопросы экологии);
6) устранение неравномерности регионального развития;
7) гармонизация межнациональных отношений внутри страны и создание условий для нормального проживания российского населения за ее пределами;
8) безопасность страны, сохранение территориальной целостности;
9) безопасность граждан;
10) систематическая оценка (каждый месяц, квартал, год, 4-летие) качества функционирования государственного аппарата. При этом результаты должны обсуждаться парламентом и всем обществом.
Нетрудно заметить, что п.6 является составной частью п.1, тогда как пп. 8 и 9 неизвестно, чем отличаются друг от друга, п.10 представляет собой странную модификацию ранее отвергнутой административной реформы, а п.7 и п.2 взаимосвязаны, являясь, что особенно любопытно, вариациями на тему "либеральной империи". Любопытно это еще и потому, что Анатолия Чубайса, сыгравшего в его жизни и карьере столь значительную роль, автор статьи не любит и скрыть этого не в состоянии. Возьмем такой пассаж: "Честно сказать, в нашем государстве нет крупных государственных хозяйственных деятелей, способных отвлечься от пустой болтовни и взять на себя ответственность за постановку приоритетной государственной задачи, анализ общественной дискуссии и, что самое главное, – добиться успешной реализации этой задачи". Как же, воскликнет в этом месте читатель, есть такой человек, и мы его знаем! И автор его знает, и его преследует этот неотвратимый образ, чему свидетельство следующая мстительная фраза: "Попытка развалить единую энергосистему, конечно, не в счет". А приватизация, спросим мы невольно, не в счет? А Красноярский алюминиевый завод, а Новокузнецк, а Саяно-Шушенская ГЭС, а горы и снега Хакасии? Но оставим воспоминания – дело не ограничивается одной лишь биографически обусловленной неприязнью к бывшему партнеру.
Весь тон статьи очевидно и нескрываемо антилиберальный. Вскользь и неодобрительно упоминаются "гайдаровские реформы" и "невидимые руки рынка", а также довольно бесстрашно заявляется о "результатах приватизации начала 90-х годов, скомпрометированных волной фактически бесплатной раздачи имущества", когда "наверх начинают рваться совсем оголтелые люди". Очевидно, когда они дорываются до верха, то перестают казаться такими уж оголтелыми, а становятся вполне приличными людьми с сильно развитыми альтруистическими и общественными устремлениями. Конечно, можно сказать, что антилиберализм и ритуальные стенания над бедствиями ельцинской эпохи есть мода нынешнего дня, введенная ее детьми и наследниками, нечто вроде "тяжкого советского наследия", столь же обязательного в середине 90-х.
При этом индивидуальный антилиберализм Олега Дерипаски не носит унылого дирижистского характера. Бывший спонсор покойного блока "Родина", следует признать, не опускается до призывов усилить государственное регулирование, нет в тексте ни слова про "ресурсную ренту" или "изъятие сверхдоходов". "Важно понимать, что как приватизация, так и национализация всегда приводят к ущемлению чьих-либо интересов". В качестве выхода из нынешней коллизии "власть versus бизнес" предлагается два варианта. Первый представляет собой интересную разновидность финансовой амнистии: "Не запугивать тех, кто выиграл на недооценке собственности, которая была допущена в процессе приватизации, а предложить им заплатить очень высокий налог – 75% или даже 80% от величины выгоды, которую они получили в результате недоплаты за приобретенные производственные активы". Понять бы, как вычислить эту "величину выгоды"... хотя, кажется, эта туманность – преднамеренная. Мысль состоит в том, что выросший на приватизации бизнес единовременно откупается от государства некоей договорной суммой, после чего правоохранительным органам предлагается, по выражению Александра Стальевича Волошина, "взять Уголовный кодекс и идти домой". Второй вариант такой: "Крупный российский частный капитал в гораздо большей степени, чем сейчас, в целом работает на интересы общественного развития" – то есть участвует в общественно значимых проектах вроде строительства дорог, самолетов или, конечно, автомобилей. Проекты эти реализуются с участием также и государства, государственных средств и гарантий – эдакая смесь старого доброго госзаказа и строек Рузвельта времен Великой депрессии. С одной стороны, бизнес искупает свои грехи работой на барщине, с другой – получает выгодные подряды; и все при деле, и моральные основы соблюдены.
Было бы поспешным сделать вывод, что предвыборное выступление Олега Дерипаски представляет собой какую-то заявку, поданную на конкурс будущих премьеров. Уж если на то пошло, то наилучшим вариантом для его бизнеса было бы сохранение на своем посту премьера нынешнего, вооруженного той цельной и внутренне логичной программой, которая излагается в статье. Эта программа – немного протекционизма, немного экономической свободы, защита от международной конкуренции, "большие проекты" минус гражданские либеральные ценности; эдакая Республиканская партии США с поправкой на местный русский колорит.
Материал подготовлен Центром репутационных технологий специально для "Yтра".
В Европе чувствуется усталость от конфликта