Отцы и клоны на сцене МХАТа

На новой сцене МХАТа в Камергерском переулке 3 и 4 марта состоится премьера спектакля "Количество" по пьесе Кэрил Черчилль в постановке Михаила Угарова




Кэрил Черчилль – живой классик английской драматургии – и в этот раз выбрала гиперсовременную тему. В основе сюжета - вопрос об этике клонирования человека, ну и как следствие – проблема отцов и детей. Герои пьесы – отец и несколько его одинаковых сыновей. Отец, как папа Карло, которому предоставили в распоряжение целую поленницу, пытается сделать себе идеального ребенка. Ему нравился исходный материал, но в воспитании он не преуспел. Поэтому неудавшегося ребенка просто сбыл с рук и решил попробовать еще раз. Самый простой и естественный способ воспроизводства его, однако, не устраивал.

Деторождение при современном уровне науки может обходиться без женщин, как если бы буквально: Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова… Поэтому драматург смело отмахивается от максимы профессора Преображенского ("На кой черт, если любая баба может…"); появилась возможность клонировать – значит, будем. Черчилль решает и другой вопрос: только ли в генах дело? Могут ли люди быть одинаковыми? Нет, не могут. Они могут быть похожи, но каждый - уникален. В сущности, счастливы оказались только те клоны, о существовании которых отец и не подозревал, а значит, не смог искалечить их судьбы.

Режиссер помещает действие в совершенно чеховский сад – скамейки, сумерки, фонарь, деревья. Глядя на героев, прогуливающихся под сенью дикого винограда, сложно поверить, что где-то рядом существуют пробирки с генетическим материалом, высокие технологии и батальоны близнецов. Хочется, чтобы они оставили все эти глупости и принялись бы пить чай и лениво философствовать. Но это все-таки не Чехов, и лопата, простоявшая весь спектакль в углу, ни разу не была задействована.

Михаил Угаров создал очень лаконичный спектакль – в своей манере: никакой демонстрации актерского мастерства и максимум внимания к тексту. Максим Виторган и Дмитрий Плотников сосредоточенно доносят до зрителя трагедию этой странной семьи.

Все беды, конечно, от большого ума. И кажется, клонирование все-таки бесперспективно. Потому что клоны в пьесе умирают один за другим, а произведенный на свет естественным путем папашка живет и здравствует, демонстрируя недюжинную крепость нервов и практикуя йогу. Внимательным слушателям спектакль должен понравиться.

Смотрите спектакль 3 и 4 марта на сцене МХАТа имени Чехова.

Выбор читателей