Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Между тем обстановка в Аджарии продолжает обостряться. Все чаще звучат жесткие высказывания представителей официального Тбилиси и Батуми, активизируется аджарская оппозиция, организованная при поддержке грузинской пропрезидентской партии "Единое национальное движение".
Пару месяцев назад могло возникнуть впечатление, что принципиальные разногласия между тбилисским и батумским руководством преодолены, а проблемы во взаимоотношениях урегулированы. Абашидзе дал согласие на участие республики в президентских выборах в Грузии и даже сам явился на голосование. После своего избрания Михаил Саакашвили прибыл в Батуми и вместе с Абашидзе принимал парад на центральной площади города. Тогда многие расценили этот факт как снятие проблемы Аджарии.
Но затем Саакашвили потребовал, чтобы Абашидзе приехал в Тбилиси, где за 13 лет грузинской независимости аджарский лидер ни разу не был и куда, по всей видимости, не собирается и сейчас. Однако президент Грузии продолжает настаивать на своем. Более того, недавно он пообещал, что если Абашидзе добровольно не приедет в Тбилиси, то тогда его туда привезет сам Саакашвили, но уже в другом статусе.
Ситуацию накалили и не санкционированные Тбилиси поездки Абашидзе в Москву. Вообще, это стало тенденцией: глава автономии вылетает в Москву при каждом обострении отношений между Тбилиси и Батуми.
На пресс-конференции во время последнего визита в столицу России Аслан Абашидзе заявил, что власти Грузии хотят установить тоталитарный контроль над регионами, в то время как "во всей Европе работает формула расширения прав регионов". Лидер Аджарии отметил, что он имеет право устанавливать любые региональные контакты, за исключением военных. "Моя партия не будет принимать участие в выборах. Но я никогда не говорил, что Аджария не будет принимать участия в выборах", – подчеркнул Абашидзе, имея в виду отказ от участия в грядущих парламентских выборах возглавляемой им партии "Союза демократического возрождения".
Кстати, по мнению некоторых грузинских политологов, от участия в предстоящих выборах откажутся еще несколько партий. Но, судя по всему, руководство Грузии мало смущает такое положение дел – даже в случае полного бойкота выборов со стороны всех оппозиционных сил голосование состоится. Скорее всего, этой весной в Грузии будет сформирован фактически однопартийный парламент.
Что касается противостояния с аджарскими властями и лично с Абашидзе, Саакашвили заявил: "Да, я хочу установить контроль над Аджарией, и я это сделаю. Конец самовольства. Я не Шеварднадзе, и я не собираюсь расчленять и разрушать Грузию. Начался процесс объединения Грузии, и я всех граждан призываю принять участие в этом процессе".
Все это только подчеркивает, что, похоже, компромисса не будет. Стороны непреклонны и готовы идти до конца. Абашидзе заявил, что считает готовящуюся силовую акцию со стороны властей Грузии наказанием Аджарии за ее стремление к самостоятельности. По данным лидера Аджарии, на Вазианской военной базе готовы к погрузке на эшелоны около 500 военнослужащих, специально подготовленных американскими инструкторами, 14 БТРов и танки. Саакашвили, со своей стороны, пообещал защищать население Аджарии "до последней капли крови". При этом грузинский президент отметил, что центр не ущемляет прав автономии и не выступает против децентрализации, но "Аджария – часть Грузии, и мы должны контролировать порт, границу с Турцией, таможню, финансовую систему".
Инфляционное давление на народ усиливается