Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Фото: art.theatre.ru |
Фото: art.theatre.ru |
Маленькая неудача Станиславского, большая удача Товстоногова, первая пьеса Максима Горького – вот что такое эти "Мещане". Пересказывать сюжет – загнешься, второстепенного нет ничего, все главное. Фабула: конфликт между отцами и детьми в одной мещанской семье. Отцы хотят, чтобы дети их любили и слушались, дети – чтобы отцы их не доставали. Все бедные, всех жалко. Отцы прекрасны в исполнении Андрея Мягкова (Бессеменов Василь Васильич) и Аллы Покровской (его жена). Дети талантливы и ярки – Алексей Агапов (Петр, студент, выгнанный из университета за беспорядки) и Кристина Бабушкина (Таня, 28 лет, школьная учительница, не замужем). Еще есть приемный сын Нил (Алексей Кравченко), рабочий, трудом и потом зарабатывающий себе на хлеб, хамящий отцу, дерзящий матери. В советское время именно его делали главным героем действия. У Кирилла Серебренникова главных героев в действии нет.
Фото: art.theatre.ru |
Много вопросов поставлено в пьесе Горького. О добре и зле. О простом и сложном. Об отцах и детях. Ни на один вопрос нет у Серебренникова ответа. Ни отцы не плохи, ни дети не дурны. И плакать грешно, и веселиться ни к чему. Все не просто и не сложно. Все так, как есть, ведь жизнью-то управляем не мы – бесенята.
Поиски антагонистов не увенчаются успехом. Нил, на котором в предыдущих постановках фокусировалось действие, во МХАТовских "Мещанах" отнюдь не главный герой, не "новый человек", а просто элемент фабулы. Если кто из мещан и выделен – так это пьяница Тетерев, певчий из церковного хора, человек, сделавший алкоголизм своим призванием (блестящая роль Дмитрия Назарова). Под черным сюртуком у него наряд палача, а изнанка сюртука – шутовской костюм. Такой он и есть, шут-палач, не карающий, но обличающий, высмеивающий. Изгоняющий бесов пародией на литургию. Он говорит речи, много речей, но и он – мещанин. Или Елена Николаевна Кривцова, веселая вдова, возглавляющая целую тусовку продвинутой молодежи. Молодежь шутит, гуляет, ставит любительские спектакли, просвещает народ. Говорит громкие речи о том, что все хорошо и просто, что надо жить легко, весело. Но и тут – мещанство. Оно в какой-то примитивности любой попытки выхода. Даже красивые слова и дела в итоге оказываются не более чем барахтаньем в луже повседневности. Это вам не купание красного коня. Это так – плескание в лягушатнике.
Фото: art.theatre.ru |
Остальное – молчание. Просто потому, что спектакль Серебренникова слишком хорош, чтобы о нем писать. Ни одной непродуманной мизансцены, ни одной режиссерской слабинки. Когда-то именно "Мещане" открыли первый сезон МХАТа в Камергерском. Но Станиславский пьесу не потянул – вымарал, очеховил, не захотел понимать. А Серебренников понял и победил. И победителей не судят. Перед победителями снимают шляпы, кричат "ура" и бросают в воздух чепчики. И когда он выходит на сцену – высокий, подтянутый, в шикарном черном костюме, – я вспоминаю, как интересный мужчина в желтой кофте топтал в фойе центра им. Мейерхольда пригласительный билет без места. Он имел на это право. Не прошло и трех лет, а он победил.
Президент оказался с изюминкой