Первая русская в Голливуде

Первая русская в Голливуде умела поразить американцев широтой своей души – построила поместье, равного которому не было. Украшением шикарной виллы стал первый в мире бассейн с подводной подсветкой




75 лет назад мир узнал о том, что первая дива Великого немого Алла Назимова покидает кино. Урожденная Аделаида Левентон мечтала быть скрипачкой, и богатые родители наняли единственной дочери опытных учителей. Они не знали, сколь переменчив нрав у милой Адочки, которая, не занимаясь и двух месяцев, возмечтала о театральных подмостках. В Ялте, где жила Аделаида, не было ни театра, ни театральных педагогов, и на подмостки МХАТа она попала уже тогда, когда ей исполнилось 18. Девушка с южным говором сдавала экзамен самому Станиславскому в присутствии Книппер-Чеховой и тотчас же была принята в труппу.

Сменив еврейское имя на звучное и чуть таинственное - Алла Назимова - новая звезда играет почти во всех постановках Художественного театра, но не в главных ролях. Тут пальма первенства целиком и полностью принадлежала вдове Чехова и жене Станиславского - Марии Лилиной. Но Алла хотела быть только первой. И стала. Уйдя из МХАТа в самую знаменитую провинциальную труппу трагика Павла Орленева. Став женой ныне полузабытого артиста, она играет только главные роли и гастролирует с труппой в США, где внезапно решает остаться. Английский язык - не помеха, его можно выучить. А муж - с ним можно развестись. Безутешный Орленев возвращается в Россию один.

Вскоре Алла Назимова играет в американских театрах, создавая глубокие психологические образы в пьесах Чехова и Ибсена, а после исполнения роли Гедды Габлер ее приглашают сниматься в Голливуд.

Она получает самую высокую недельную ставку - $13 тысяч. Требовать гонорары Алла умела как никто другой, ее характер был железным и бескомпромиссным. И уже вскоре по соседству с жилищами Мэри Пикфорд, Дугласа Фэрбенкса и Чарли Чаплина возносится "Сад Аллаха" - огромная вилла, в названии которой звезда обыграла и свое имя, и имя исламского бога. Украшением гигантского поместья, равного которому в Голливуде не было, стал первый в мире бассейн с подводной подсветкой. Невзирая на зависть к "этой русской", в "Сад Аллаха" на умопомрачительные вечеринки с купанием в диковинном бассейне собираются все звезды Голливуда, а также политики и бизнесмены. У последних она никогда и ничего не просила, оставаясь самостоятельным спонсором своих картин, ибо каждая из них становилась событием.

Разумеется, для этого приходилось упорно работать. Тем не менее, создавая порой по несколько фильмов в год, она оставалась все такой же красивой и притягательной - как для мужской половины Голливуда, так и для слабого пола. На фабрике грез судачили о ее романе с Наташей Рамбовой - американской балериной, взявшей себе русский псевдоним. Впрочем, вскоре Назимова сосватала Рамбову мужскому кумиру Голливуда - Рудольфу Валентино, с которым снялась в "Даме с камелиями". Для работы в своих фильмах Назимова привлекала лишь первых знаменитостей - как актеров, так и, например, визажистов. С Аллой работала Елена Рубинштейн - создательница уникальной косметики. Единственное, чего не хватало Назимовой, - театра. Она прекрасно понимала, что Великий немой все же совсем не так велик, как театр. Но для нее это время минуло уже безвозвратно. А приход в кино звука вынудил Аллу расстаться и с кинематографом. Предварительно она, правда, успела блеснуть в своей самой знаменитой картине "Саломея".

Расставание с искусством заставило актрису продать виллу и, поселившись неподалеку, уйти работать на радио. Ее дом был превращен в шикарный отель, в котором останавливались нувориши со всего света и в котором всегда пустовали бесплатные апартаменты для самой Назимовой. Но Алла не хотела возвращаться в прошлое. На все предложения сняться в кино она неизменно отвечала однозначным отказом. Конечно, еще и потому, что не нуждалась - ее состояния хватило бы и на три жизни.

Увы, прожила она не так уж долго и скончалась в возрасте 66 лет. Вскоре после ее смерти был снесен и "Сад Аллаха". К счастью, звезда этого уже не увидела. Но как жаль, что она так и не оставила после себя мемуаров - ей не раз предлагали написать воспоминания.

Впрочем, о ней все равно не забыли, и всемирный фестиваль немого кино, недавно проходивший в Париже, открылся "Саломеей". Можно лишь пожалеть о том, что в зале не было никого, кто помнил бы живую Аллу Назимову - Аделаиду Левентон из Ялты, первую нашу соотечественницу, покорившую Голливуд.

Выбор читателей