У Церетели кончились деньги и реставраторы

Знаменитое творение Веры Мухиной, возможно, так и не обретет вторую жизнь. В России нет подходящих реставраторов и, конечно же, - денег




Знаменитое творение Веры Мухиной, возможно, так и не обретет вторую жизнь. В России нет подходящих реставраторов и, конечно же, - денег.

Напомним, что восстановлением монумента "Рабочий и колхозница", разобранного в прошлом году, заинтересовался известный своими творениями скульптор Зураб Церетели. По проекту, подготовленному его Академией художеств, памятник хотели сдвинуть с привычного места и установить на новый 35-метровый постамент. Внутри планировалось построить торговый комплекс. Проект, руководителем которого назначили скульптора Вадима Церковникова, был одобрен мэрией.

Кто бы мог подумать, что великий ваятель будет ограничен в средствах. Однако, как сообщает сегодня "Комсомольская правда", деньги на восстановление монумента не выделяются, т. к. до сих пор нет проекта. А он, в свою очередь, не сделан потому, что средства, якобы переведенные Москвой, до мастерской так и не дошли. Стесненность в финансах можно было предсказать еще на стадии демонтажа. Тогда работы оплачивались всего на 1% от сметной стоимости и всю скульптуру разобрали без специальных строительных конструкций – с помощью крана и вышки, которую предоставило МЧС.

Что касается реставраторов, то, по словам Церковникова, специалистов такого уровня в стране нет. "Мы умеем восстанавливать купола храмов, здания, но прецедента работы с довоенной листовой сталью не было". Во времена создания скульптуры, отмечает "КП", не было технологий, связанных с работой из нержавеющих листовых материалов. Авиаконструктор Львов предложил вариант сварки нержавеющего и черного металлов. Поэтому, так же как и в самолете, в скульптуре есть промежуточный и основной каркас - из нержавейки. Они сварены между собой с помощью специальных переборок – клямер, – которые в настоящее время разрушены коррозией. К тому же у памятника было слишком много недоступных мест – руки, ноги и косынка колхозницы. Это чрезвычайно затрудняло процесс ухода за монументом.

Сейчас главная задача проектировщиков – создать конструкцию, к каждому элементу которой можно будет подобраться. Организована даже специальная группа, куда входят ученые из Минатома, Института стали и сплавов, НИИ металлоконструкций. Они должны придумать специальную технологию по работе с довоенным листовым металлом.

Как бы то ни было, но пока работа зашла в тупик. Проектировщики ждут денег, власть – проекта, а скульптура пылится на складе в разобранном виде.

Бурную реакцию вызвала эта информация в префектуре Северо-Восточного округа столицы. Ее глава Ирина Рабер заявила сегодня, что для реставрации памятника зарезервировано 160 миллионов рублей, однако реставраторы сами не торопятся использовать эти средства. Составление сметы затягивается, так как специалисты ссылаются на уникальность работы и отсутствие методик расчётов.

Выбор читателей