Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
Ангел на обочине
Россия, 2004
Режиссер: Светлана Стасенко
В ролях: Михаил Ефимов, Вася Лыкшин, Петр Зайченко
Фото: rolan.ru |
В течение последнего часа фильм представляет собой странную смесь эпизодов, похожих на концертные съемки первых советских рокеров, на кадры из фильма "Игла" и на тележурнал для иностранцев "Советский Союз". Есть в нем досадные оплошности вроде пластмассового пистолета, пластинки "Битлов" с поздним годом выпуска и ангела с крыльями из автомобильного железа, которого показывают столь настойчиво, словно боятся не оправдать название. К тому же в картине собраны, кажется, все возможные кинематографические штампы – вроде ливня с раскатами грома, уходящей за горизонт фигуры и голоса за кадром, объявляющего недогадливым дальнейшую судьбу главного героя: через три дня его застрелят.
Главный герой – Мишка, провинциальный беспризорник, отсидевший на "малолетке" срок за убийство, и лидер ВИА "Фантом", покоривший Москву своими песнями. Совершенно, в общем-то, обычная судьба для нашей страны в 80-х.
Камера любуется Мишкой в исполнении Михаила Ефимова, долго держит его крупными планами. Но для подросшего главного героя, к сожалению, не написали роли, не дали развернуться в этой богатой впечатлениями жизни. Ефимов только подолгу напряженно смотрит в объектив, выкрикивая многозначительную сумятицу вроде "сарынь да кичку" или "за себя и за того парня" – но такие номера давно уже не работают. Актер, умеющий только смотреть исподлобья, не производит впечатления; равно как и тексты песен не действуют на сознание так, как раньше, когда хотелось ломать что-то или просто бежать. Группа "Серебро", написавшая саундтрек к "Ангелу на обочине", словно застряла в прошлом – то ли публика изменилась, то ли музыкантам не хватает отваги первопроходцев, но акустическое сопровождение фильма звучит вторично, а концертные эпизоды смотреть даже как-то неловко: как будто и не было у нас Башлачева... Но это, впрочем, не столь важно – потому что кино не про музыканта, а про мальчишку.
Режиссер Светлана Стасенко – хороший документалист, в деталях ее сила. Оператор Ирина Уральская видит план и владеет черно-белым прекрасно. По наполнению кадра фильм вначале похож на "Хрусталев, машину!". Одно "но": взгляд Германа – это взгляд местного жителя, а взгляд Стасенко – как будто взгляд иностранки. Ну, что может поразить воображение импортного туриста: пьющие мужики, оборванные дети, коммунальные квартиры, матрешки на Арбате. Может быть, это неизбежные издержки, ведь московская съемочная группа в Ногинске – все равно, что иностранцы в России. В провинции-то жизнь не изменилась, не поспевает за столичными темпами. Так что – будьте готовы к возвращению в восьмидесятые.
Натура снята отлично. Тошнит, когда на экране Капитоныч (Петр Зайченко) жрет кабачковую икру и хлебает брагу из грязной трехлитровой банки. И больно смотреть на Мишку, корчащегося в галлюцинациях после первого в жизни косяка. И невыразимо гнусно глядеть на толстых баб, трущихся друг об друга задами на коммунальной кухне.
Вася Лыкшин – исполнитель роли "Мишка в детстве" – чувствует себя в этом кошмаре, как рыба воде. Не потому, что он хороший актер, а потому, что вырос в таком же рабочем бараке. Мать лишили родительских прав, парня отправили в детдом. Пацан сбежал на волю, украл трех куриц с гриля и, следуя букве закона нашего гуманного государства, отправился за кражу в колонию для несовершеннолетних – откуда его и вытащили продюсеры и режиссер.
Последний абзац – не из сценария. Это реальные факты биографии юного актера. Парень – заморыш; по сценарию ему двенадцать – в свои пятнадцать он выглядит едва ли не младше. Русые волосы, чистый открытый взгляд, хриплый голос с приблатненными интонациями. Таких детей у нас в стране миллионы. Этому повезло. Каким-то чудом его заметили, утвердили на главную роль, где играл он практически самого себя. Потом, когда съемки кончились – непонятно было, что с мальчишкой делать дальше. Режиссер его усыновила. Так у парня сразу появились карьера, дом, семья и две сестры. Тоже – сюжет для отдельного фильма, но и вполне обыкновенный для жизни в нашей стране эпизод...
На Васе Лыкшине держится вся картина. Первые черно-белые 40 минут фильма – которые назывались раньше "Мишка" – самостоятельное хорошее кино. Может быть, режиссеру стоит все-таки снимать короткие метры... Хотя и эта лента рекомендуется к просмотру.
Фильм можно увидеть в кинотеатре "Ролан".
Брюссель знает, чего хочет