Планета вне Солнечной системы позирует фотографам

Астрономам удалось заснять газовый гигант в 10 раз крупнее Юпитера на расстоянии более 30 световых лет. Современные ученые считают, что жизни там быть не может, но кто знает

Впервые с помощью гигантского телескопа Hubble астрономы получили изображение планеты, которая находится за пределами Солнечной системы. Небесное тело, которое в 10 раз тяжелее Юпитера, от нас отделяет более 30 световых лет.

Инфракрасная камера засняла звезду, свет которой не позволял увидеть расположенные рядом объекты. С помощью серии снимков "шумовые" эффекты существенно снизили, и тогда удалось разглядеть планету.

Само светило принадлежит к белым карликам. Звезды этого класса намного превышают Солнце по массе, но уступают ему в размерах. Сейчас ученые выясняют, входит ли обнаруженное космическое тело в систему карлика.

С 1995 г. за пределами Солнечной системы открыто уже около 120 таких планет. Все они – газовые гиганты, которые в десятки раз крупнее Юпитера. Кроме того, на основании гравитационных колебаний были вычислены два небесных тела размером примерно с Сатурн (второй по величине спутник Солнца) в созвездиях Единорога и Кита.

Однако, по современным данным, жизнь, подобная земной, возможна лишь на планетах, сопоставимых с нашей по размерам. Пока что у ученых нет способов обнаружить их на дальних расстояниях. Тем не менее прогресс не стоит на месте: в США уже имеется проект специального телескопа, который сможет фотографировать объекты всего в 5 раз крупнее Земли на расстоянии в 50 световых лет. Этот аппарат предполагается ввести в действие в 2006 году.

Компьютерные расчеты показывают, что газовых и твердых планет во Вселенной примерно поровну. При этом более 10% последних удалены от своих звезд примерно на то же расстояние, что отделяет Землю от Солнца, и имеют массу от одной десятой до десяти земных. Именно на них, по предположениям ученых, могут существовать океаны, а значит – и жизнь.