Курс рубля
- ЦБ РФ выступил с важным объявлением о курсе доллара и евро
- Аналитик Антонов назвал предел падения рубля в 2024 году
- Что будет с долларом: бежать в обменники сломя голову рано
|
Сообщения о гибели саудита Абу аль-Валида приходили из Чечни не менее пяти (!) раз, но арабский наемник с завидным постоянством "воскресал" и снова оказывался в поле зрения российских спецслужб. На седьмой раз информация о его смерти пришла в конце апреля 2004 г., и, похоже, больше была похожа на правду, поскольку на этот раз инициатива о признании смерти иностранца исходила от самих родственников саудита. Одновременно на сайтах боевиков была распространена информация, что Абу аль-Валид, кстати, кадровый офицер саудовских спецслужб, был убит 16 апреля во время удара федеральных сил по одной из баз в горах Чечни.
Практически сразу в СМИ появились несколько версий по поводу гибели главаря. По одной из них, Абу аль-Валид умер вообще как "шахид" во время молитвы. А виной всему - шальной российский снаряд, осколки которого, якобы, дождем осыпали спину доброго знакомого Усамы бен Ладена. По другим данным, смерть настигла его во время спецоперации на юго-востоке Чечне - на стыке Ножай-Юртовского и Веденского районов. По этой версии, группа боевиков, совершив горный переход и уходя от преследования разведывательно-поисковой группы армейского спецназа, остановилась на отдых в доме одного из сел. Но среди боевиков оказался агент российских спецслужб, который смог сообщить об Абу аль-Валиде российским военным, чей отряд базировался неподалеку. Группа захвата выдвинулась в указанное место, где встретила ожесточенное сопротивление. В ход с обеих сторон пошли подствольные гранатометы и пулеметы. Вот в этом то бою и мог быть убит Абу аль-Валид, труп которого боевикам все же удалось вытащить из-под обстрела и унести в горы.
Представители официального российского командования, сообщив, что факт гибели преемника Хаттаба проверяется, так и не смогли внести ясность в этот вопрос. Появилась также информация, что в Ингушетии оперативно-боевые группы российских спецслужб проводили операцию по захвату группы ваххабитов. Бандитов, которые отбивались, засев в одноэтажном доме, удалось нейтрализовать лишь прямым попаданием из противопехотного огнемета "Шмель". Трупы опознать было трудно, но один из них, араб по некоторым признакам, уж больно смахивал на неуловимого Абу аль-Валида. Его родственники в Саудовской Аравии, принимавшие соболезнования и совершавшие поминальный обряд по мусульманским законам, вообще напустили дыму, сообщив, что Валид был убит давно, чуть ли не в ноябре прошлого года, но сей факт скрывался боевиками в Чечне. Все это дало жизнь еще одной версии об очередной хитроумной комбинации боевиков, по которой Абу аль-Валида просто пытались вывести из игры и переправить из России за границу. Некоторые отправили его даже на войну в Ирак.
За несколько дней до теракта в Грозном корреспонденту "Yтра" удалось встретиться на одной из баз Минобороны РФ с командиром батальона спецназа "Запад" Героем России Саид-Магомедом Какиевым. Как выяснилось, его подразделение принимало участие в операции, одним из итогов которой стала ликвидация Абу аль-Валида. Ранее батальон "Запад" участвовал в операции по разгрому банды Гелаева в районе границы Чечни и Дагестана. Легендарный майор Какиев отвечал на наши вопросы через несколько часов после операции по удалению осколков из его тела.
Саид-Магомед Какиев: ...Боестолкновения у нас происходят очень часто, через день. Вот недавно был бой в селе Хатуни под Ведено, где применялись вертолеты. Боевики отошли, унося убитых и раненых. У спецназа один раненый был переправлен в военный госпиталь. Его жизнь вне опасности. Нам противостояли люди Доку Умарова. В этой банде было много наемников. В бою мы уничтожили одного боевика, у которого нашли паспорт гражданина Албании. По некоторым данным, в банде было около сорока человек. Все происходило на окраине села.
"Yтро": Ликвидация Абу аль-Валида, о которой стало известно в прошлом месяце, окутана ореолом таинственности...
С-М.К.: По телевидению показали уничтоженных боевиков, в том числе наемников Абу Валида. Это точно были его люди, арабы и еще несколько гадов. Но были убиты они в другом бою, раньше. Тогда в горном районе была развернуты серьезные силы с нашей стороны – армейская разведка, отряды спецназа, комендатура, воинские части. Все это происходило в начале этого года, еще зимой, три месяца назад. Лежал снег, была грязь, месиво, слякоть. Вот там нам и повстречался Абу Валид, если мы говорим об одном человеке...
Во время операции мы находились рядом с границей, торчали там безвылазно дня четыре. Информация шла. Стало известно, что там появилась группа Доку Умарова. Мы ринулись, потому что он был мне очень нужен. Все это случилось неподалеку от одной из трасс, если ехать от Шатоя до Шароя. Мы искали лагеря боевиков, миновали несколько селений. Цель была достигнута, хотя мы даже не искали специально Абу или не Абу. Просто был бой в ущелье. А трупы боевиков потом забрали наши из другого подразделения. В первые минуты мы завалили троих. На себе не буду показывать, но у одного вот левая сторона лица была разворочена вся, включая глаз, целый кусок вырван с мозгами.
И был это встречный бой, базы у них там не было. Как говорится, был такой случай в горах - шли мы и шли они. Ну, мы оказались чуть проворнее, быстрее. Дело не затянулось надолго, все продолжалось минут 25-30. Группа боевиков отошла, а их раненые и убитые остались ближе к нам. Так вот достали и этого араба. Сразу же, без передышки, наш батальон перебросили в другое место, и мы снова ушли в горы на поиск противника и его баз.
И тогда, и сейчас нам до лампочки, кого брать и громить. Враг - он и в Африке враг. Мы не светимся, когда даем результат. Если противник имеет место быть, то вариантов на самом деле не так много. Или мы, или он. Наши враги – воры людей, которые стали у власти с 93-го года, когда и пошло-поехало. Кстати, похищения людей участились тогда по всей России после Северного Кавказа. А ведь раньше чеченцам доверяли и отмечали их преданность, неспособность к предательству.
"Y": Еще во время нашей предыдущей встречи Вы говорили о том, что готовитесь к операции по нейтрализации Доку Умарова - одного из лидеров экстремистов, на счету которого десятки тяжких преступлений...
С.М.К.: Да, такая операция продолжается. Были данные, что ему удалось проскочить в Грузию через Ингушетию. Он еще бегает, причем, бегает реально, так как в одном месте оставаться – это крышка. Его люди рассосались по Северному Кавказу, включая Дагестан, Чечню и Ингушетию. Но силы этой группировки, а если проще, банды, уже не те. Профессиональных убийц становится меньше в виду естественной убыли – все-таки наше и другие подразделения работают. А вот обманутые или разочаровавшиеся еще имеют возможность выбора. Скажу, что на днях сложили оружие, прекратив сопротивление три человека из отряда Умарова, включая двоих командиров групп боевиков. Причина – полное разочарование теми делами, что творят так называемые полевые командиры в последнее время. Со сдавшимися общались психологи. Так что люди были искренними. Сдались люди Умарова Министерству обороны России. Известно, что примеру сдавшихся хотят последовать многие люди, но они боятся. Кстати, хочу сказать, что по крайней мере этим троим сдавшимся никто не обещал амнистии и тем более трудоустройства в силовые структуры. Я только военный, воюю в горах и на равнине, а делами бывших боевиков и сдавшимися пусть занимаются те, кому это положено. И делают это по закону, без скидок. А то получится, что повоевали, постреляли, и тут, бац, прозрение, блин, все же было неправильно, мы же за мир, оказывается. И все кидаются жарить шашлык и интервью раздавать, что сдадутся вот-вот все. Ладно, люди несведущие, но мы-то очень хорошо помним прошлое и просто обязаны не прощать преступления во имя павших, во имя нашего будущего.
"Yтро": Как можно оценить обстановку в республике в целом, в зоне вашей ответственности - в частности? Вот Масхадов недавно вновь заявил о начале "весенне-летней кампании"...
С-М.К.: Они всегда говорят. Я не считаю, что обстановка в военном отношении претерпела какие-то изменения. Все в общем идет по одному сценарию. Другое дело, что необходимо противодействовать легализации тех боевиков, которые замешаны в убийстве наших солдат и офицеров. Это мое личное мнение. А такие факты есть. У уничтоженных террористов мы находим профессионально изготовленные документы прикрытия... Или еще один момент - бывает так, что не совсем правильные действия гражданской администрации на местах дискредитируют политику федерального центра. Опять же, есть факты, от которых трудно уйти. Я могу сказать, что часть населения поддерживает лидеров сепаратистов, боевиков именно потому, что сталкиваются с несправедливостью.
У нас же дел всегда много. С помощью Всевышнего мы имеем только раненых, хотя случались серьезные переделки (Саид-Магомед стучит по столу – А.С.). Боевые столкновения происходили в Шатойском, Веденском, Итум-Калинском и других районах. Вот, у селения Зумсой дрались ожесточенно. В тех местах уже даже техника не может подняться, но наши бойцы оседлали горы. Там на наш отряд вышел по связи какой-то умаровский боевик с позывным "Стингер", и сказал, что вызывает меня на бой. "Давай, - говорит, - "Байсангур", буду тебя ждать". Я ответил "Хорошо, я приду". Мне предлагали вертушками накрыть всю эту веселую компанию. Но мы пришли сами, без поддержки, оставили БТРы и "таблетки" внизу, поднялись в пешем порядке, приняли бой и эта сволочь, которая кричала что-то про мужчин, била себя кулаком в грудь, просто дала деру. Болтун "Стингер" сбежал по одной тропинке на обратном склоне высоты, где они припасли лошадей. Нескольких человек мы тогда уничтожили.
"Y": В рядах непримиримых, как не раз отмечали в компетентных российских службах, идет своеобразная ротация. На смену боевикам со стажем приходит молодежь...
С-М.К.: Да ключевых фигур у них не так много. Но все дело в обслуге, пособниках, помощниках, короче, исполнителях - тех, кто взрывает, убивает, нажимает на спусковой крючок, кнопку. Народ, в свою очередь, запуган и видит череду убийств.
"Y": Но в последнее время столько говорилось о возможной сдаче Масхадова...
С-М.К: До сих говорят некоторые, что Масхадов – законно избранный президент Ичкерии. Есть и такие, кто думает, что их власть вернется. Думают, что Дудаев спустится сверху. Наивные люди... Пользуются же тем они, что порядка у нас мало, хотя сосредоточены огромные силы. А они уходят, ускользают. Короче, нам надо исправлять собственные ошибки, чтобы избежать еще большей крови. А все люди прошлого, включая Масхадова - у них нет перспективы.
"Y": Наравне с вашим подразделение, эффективно действует батальон "Восток" Сулима Ямадаева (Через два дня стало известно о том. что боевики дважды пытались взорвать С.Ямадаева под Гудермесом - А.С. )...
С-М.К.: У него непростые районы, поэтому мы постоянно помогаем ему людьми, отправляем бойцов. Но ситуация меняется в лучшую сторону. С Шатоем же я справился. Я заехал туда на БТРе, собрался народ. Поздоровались. Сказал: "Я – чеченец, безрукий Саид-Магомед Какиев... Я – замкомандующего, меня назначили сюда на защиту людей. Мне Всевышний дал силы сделать так, чтобы здесь не устраивались зачистки". Мы вообще пообещали не делать в селах мероприятий, вообще туда не заходить. Но сказали, что не оставим в покое их дома ни на день, ни на час, ни на минуту, если там будут укрываться боевики, бандиты. Такой выдвинули расклад. Мои условия приняли. Я говорил резко, но честно: "Если не хотите жить мирно, то устрою вам кузькину мать с бессонными ночами! Не дай бог, если узнаю, что здесь прошел кто-то из боевиков или им помогли хлебом! Мы займемся селами, работать станем днем и ночью. Тревоги, минометы и все пироги". Потом люди сказали: "Тебя прислал Аллах, нас будет охранять такой человек!" Сейчас боевиков не пускают. Если пришла информация, то мы тихо и спокойно отрабатываем ее. Работаем чисто, без рапортов по ТВ, без БТРов и вертушек, обстрелов и так далее. Сейчас наступила в горах зеленка, они (боевики - А.С.) будут орехи жрать в горах, черемшу. Но мы тоже любим работать в зеленке...
В Ведено все немного не так, но Сулим – молодец, он справится. Товарищи по оружию помогут, как это и происходит. Мы в свое время общались с Халидом, с Джабой. Я обещал поддержку и физически, и морально, потому что мы – чеченцы, и делаем одно дело. Так и продолжаем жить дальше. В конце концов, мы офицеры Российской Армии, и этим все сказано. Мы соберем силы и накажем врага за все...
В Европе чувствуется усталость от конфликта