"Патэрсон" выходит на Украину

Российская сеть супермаркетов намерена объявить о своем выходе на Украину. "Патэрсон" станет первой из крупных российских ритейловых сетей, которая решится делать бизнес на Украине




Российская сеть супермаркетов "Патэрсон" выходит на украинский рынок. "Патэрсон" становится первой из крупных российских ритейлорных сетей, решившихся делать бизнес на Украине. До сих пор дело ограничивалось лишь намерениями. Аналитики полагают, что вскоре "Патэрсон" объявит о договоренностях по приобретению крупнейшей на Украине сети супермаркетов "Ciльпо", принадлежащих украинской Fozzy Group.

Сеть "Патэрсон" основана в 1998 г. Алексеем и Константином Мауергаузами, известна своей агрессивной политикой на рынке и активным продвижением в регионы. Только в 2004 и 2005 гг. компания планирует вложить более $100 млн в дальнейшую региональную экспансию. Помимо Москвы и Петербурга, компания открыла универсамы в Твери, Самаре, Пензе, Уфе, Казани и Ставрополе. Планируется, что к концу 2004 г. в сети будут работать более 60 магазинов с общим оборотом 300 млн долларов.

В случае приобретения украинской "Сiльпо", российский "Патэрсон" становится владельцем украинской продуктовой сети, имеющей крупнейший оборот среди розничных сетей страны в 2003 г. – более $180 млн. К сегодняшнему дню "Ciльпо" объединяет 41 магазин в Киеве, Днепропетровске, Одессе, Запорожье и других городах Украины. Торговая площадь универсамов превышает 32000 метров. При этом рыночная стоимость сети по разным оценкам составляет $60 - 80 млн.

Аналитики отмечают, что "Патэрсон" приходит на рынок, где доминируют локальные местные сети, а количество крупных магазинов, использующих современные технологии торговли, явно недостаточно. По оценкам одного из владельцев Fozzy Group Владимира Костельмана, рынок Киева заполнен магазинами современных торговых форматов на 15 - 20%, а доля сетевой торговли на Украине не превышает 10%. Основным конкурентом супер- и гипермаркетам являются обычные рынки, на которых предпочитают отовариваться 40 - 50% киевлян. Тем не менее, перспективы для роста хорошие. По оценкам украинского еженедельника "Бизнес", только в Киеве имеется потребность в 350 - 400 современных универсамах. Что касается регионов, то там эта цифра гораздо больше. К этому следует добавить, что из крупных мировых сетей на Украине присутствует только Metro Cash&Carry и австрийская Billa.

Относительно появления на украинском рынке крупных ритейлорных сетей из Европы и России имеются некоторые опасения. Пытаясь спрогнозировать свое будущее, украинцы смотрят на ближайшего западного соседа – Польшу. Там приход крупнейших мировых фирм совершил революцию на рынке ритейла. Заместитель директора Ассоциации торговых центров Украины Андрей Калмыков отметил, что на 2,5 млн жителей Варшавы теперь приходится более 40 современных торговых комплексов, построенных "с нуля", в то время как в Киеве, имеющем примерно такое же население, таких объектов всего два – это Metro и гипермакет "Макси", расположенный за городом. При этом практически все национальные торговые сети этой страны в течение одного года были поглощены международными операторами.

Помимо россиян, украинским рынком интересуются Auchan (Франция), Tesko (Англия), ряд немецких операторов, в том числе и сеть HIT, литовская VP-маркет. Однако большинство западных операторов пока занимают выжидательную позицию.

Об экспансии крупных российских операторов также говорят давно, однако, похоже, именно "Патэрсон" решится на конкретные шаги первым. При этом россияне, которые заинтересованы в достаточно быстрой окупаемости проекта, могли пойти двумя путями – создавать новые магазины "с земли", вступая в союз с владельцами недвижимости еще на этапе строительства, и приобрести одну из действующих крупных сетей, оснастив ее в последующем собственными технологиями.

В первом случае "Патэрсон" мог столкнуться с дефицитом подходящей недвижимости в секторе best location и достаточно высокими ценами на нее по крайней мере в Киеве. Во втором – требуется сложный торгово-технологический аудит, который позволит оценить реальное состояние той или иной сети и ее стоимость.

Тем не менее, как отмечает независимый украинский аналитик Алексей Струлев, "в случае приобретения украинской сети оператор приобретает время и долю рынка. На разворачивание сети, аналогичной "Ciльпо" россиянам потребуется два – три года".

Эксперт по розничным сетям "Медиа Консалтинг Технология" Станислав Дубина полагает, что "обе сети – и "Патэрсон", и "Сiльпо" – похожи, и в принципе хозяева сетей могли договориться". Он отмечает, что для украинского рынка это не станет первым поглощением – совсем недавно сеть "Велика Кишеня" приобрела небольшую сеть супермаркетов "Бегемот". Отличие только в том, что "Ciльпо" – оператор национального масштаба. При этом аналитики полагают, что "Патэрсон" может вести операции на рынке сразу с двумя торговыми марками.

По информации уже упомянутого Андрея Калмыкова, "Патэрсон" изберет путь сотрудничества с застройщиками и будет осваивать новые площади. Первый из магазинов откроется в Минском районе города, в новом шоппинг-центре. Всего г-ну Калмыкову известно о планах "Патэрсона" открыть на Украине как минимум 10 торговых центров.

В "Патэрсон" не комментируют свои украинские планы. Директор по связям с общественностью компании Ева Прокофьева сообщила, что "Патэрсон" серьезно изучает рынки СНГ. "У нас есть четкое видение того, как вести бизнес на украинском рынке, – сообщила г-жа Прокофьева.– Рынок Украины обладает значительным потенциалом и безусловно интересен для российских ритейлоров".

Участники рынка, тем не менее полагают, что отказываясь от комментариев, компания выполняет условия о неразглашении коммерческой информации – традиционном ограничении при проведении столь масштабных сделок.

Выбор читателей