В окружении шутки

В Москве открывается ретроспектива фильмов Жака Татищева, известного во всем мире как Тати. За четверть века он снял всего шесть полнометражных картин, но каждая из них становилась событием




"Мы живем в окружении шутки" – утверждал актер, режиссер и сценарист Жак Тати. Он смешил людей всю жизнь – сначала в мюзик-холле, потом в кино, хотя был убежден, что смешить чрезвычайно трудно. В суете жизни мы перестали замечать ее юмор, поэтому Тати и снимал свои комедии – об отдыхающих в отеле, о туристах в чужой стране, о спортсменах, циркачах и почтальонах. Снимал, чтобы заставить нас увидеть то смешное, что существует в мире, и посмеяться над ним. Свои комические ситуации он брал из самой жизни, часами бродя по улицам или глядя на автостраду. Для его фильмов даже ввели специальных термин – "юмор Тати", смесь бурлеска, спорта и сатиры.

К выпуску на видео и DVD коллекции фильмов классика французского кино приурочена ретроспектива Жака Тати, которая пройдет в Центральном доме литераторов 28 и 29 мая. Там будут показаны почти все его фильмы – от первых короткометражек до предпоследней комедии "Трафик". Тогда же пройдет презентация русского издания книги-фотоальбома "Время развлечений", получившей в прошлом году приз Французского синдиката кинокритиков.

В жилах Тати текла кровь голландская, французская и итальянская, а настоящая фамилия – Татищев – досталась от дедушки, царского дипломата в Париже. В молодости он был спортсменом, занимаясь регби, теннисом, боксом и верховой ездой, а в тридцатые начал сниматься в короткометражках, часто у своего друга Рене Клемана.

Свой первый полнометражный фильм "Праздничный день" Жак Тати сделал, когда ему было 42 года. Сначала никто не хотел финансировать комедию о провинциальном почтальоне, а потом никто не хотел ее показывать. Только успех частного показа позволил "Праздничному дню" попасть на экран, хотя в СССР фильм был все равно был запрещен – из-за насмешки над почтовыми служащими.

Следующий фильм Тати "Каникулы господина Юло" принес режиссеру, актеру и сценаристу приз ФИПРЕССИ Каннского кинофестиваля 1953 года. Герой комедии господин Юло, простодушный неуклюжий чудак, сыгранный самим Тати, стал легендой французского кино, а в следующие два десятилетия завоевал мир. Вторая часть приключений господина Юло, "Мой дядя", кроме спецприза в Каннах, получила "Оскар" как лучший иностранный фильм, а третья комедия с его участием, "Время развлечений", стала обладателем Серебряной медали Московского кинофестиваля.

Тати ценили Кокто, Годар и Трюффо. Он продолжал считать себя всего лишь ремесленником, хотя в каждом фильме стремился достичь совершенства и не понимал, как можно придумать новый сюжет за полгода и поставить комедию за три недели. Американцы предложили ему сделать "Мистер Юло едет на Запад", но он снимал только то, что нравилось ему самому. "Я не могу печь свои фильмы, как пирожки, я не булочник", – оправдывался режиссер. Тати снимал редко (за четверть века – 6 полнометражных фильмов), последние 8 лет жизни не снимал вообще, но каждая его комедия становилась событием. Ретроспектива фильмов Тати в Москве – событие в квадрате.

Выбор читателей